Когда очередной фильм, рассказывающий об ужасах рабства или расовой сегрегации, оказывается в числе номинантов на престижные премии, у части зрителей это вызывает скепсис, далеко не всегда оправданный, но понятный. В своё время шуму наделала публикация Los Angeles Times, где утверждалось, что среди голосовавших за «12 лет рабства» на «Оскаре» были те, кто даже не смотрел ленту Стива Маккуина. К тому же с 2024 года пунктик о репрезентации этнических групп и меньшинств у картин-соискателей сделали обязательным.
Со стороны может показаться, что «Мальчишки из Никеля» – это обыкновенный Oscar bait (фильм-приманка, созданный с прицелом на статуэтки). Но даже если это так, то новаторства ему не занимать! Лента РаМелла Росса почти полностью снята от первого лица, что позволяет посмотреть на окружающий героев мир их глазами. Приём-то, конечно, не новый, но, как считалось прежде, совершенно несовместимый с драматическим жанром. И если поначалу сей визуальный изыск доставляет определённый дискомфорт во время просмотра, то по мере продвижения истории вперёд кажется всё более органичным. Важно заметить, что камера не принадлежит одному персонажу, а то и дело переключается между двумя. Ещё в фильме есть сцены, которые происходят в будущем, и сняты они на манер «Выхода в пустоту» Гаспара Ноэ, то бишь со спины. Спрашивается, как при всём разнообразии приёмов и техник академики опрокинули и оператора, и монтажёра?
Зато номинацией не обделили сценаристов, адаптировавших роман Колсона Уайтхеда. Действия книги и фильма разворачиваются в исправительном учреждении Никель, куда по ошибке определяют главного героя. Элвуд Кертис (Итан Харрис), будучи прилежным учеником и идейным пацифистом, никогда не был замечен за нарушением закона, но был вынужден подчиниться решению суда. В академии он знакомится с другим подростком – осиротевшим Тернером (Брэндон Уилсон), с которым заводит дружбу. Сам Никель списан с печально известной школы Дозье, ставшей несколько лет назад предметом громкого расследования. Выяснилось, что воспитанники занимались каторжным трудом на благо руководства, а многие из них прошли через физическое и сексуальное насилие. Самое страшное, что на заднем дворе этого концлагеря для беспризорников были найдены многочисленные захоронения. Впрочем, во время проверок эта школа вмиг превращалась в образцовое учебное заведение, заслуживающее правительственных грантов. Всё описанное выше нашло отражение в картине Росса.
За весь фильм, правда, происходит только одно убийство, но хватает недвусмысленных намёков на то, что таковые совершались регулярно. Вкрапления чёрно-белой хроники с высадкой американцев на Луну в данном контексте выглядят просто чудовищно. Вышедший из документалистики режиссёр намеренно создаёт поэтичный диссонанс: пока звёздно-полосатая нация достигала успехов в космосе, на Земле творился сущий кошмар, на который все закрывали глаза. Это делает просмотр «Мальчишек из Никеля» уникальным опытом, сопоставимым с тем, что преподнесла прошлогодняя «Зона интересов». Понятное дело, что недостатки тоже имеются, но смелый и в чём-то даже экспериментальный подход создателей не может не восхищать.