Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2015 г.
Образование

Учение с включением

28 октября 2015

В столичных школах созданы все условия для инклюзивного образования


Другими словами, всё больше детей с особенными потребностями получают возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование благотворно влияет и на здоровых детей, которые изо дня в день получают уроки милосердия и взаимоуважения.

О том, как принципы инклюзии (в переводе с англ. – включать, заключать) внедряются в московской школе № 2095 «Покровский квартал», рассказал директор этой образовательной организации Илья НОВОКРЕЩЁНОВ.

15-3-42.jpg

– Илья Владимирович, как давно в школе № 2095 практикуется инклюзивное образование?

– Школа № 2095 «Покровский квартал» – сравнительно молодой образовательный комплекс: он был создан всего год назад. Но в состав новой большой школы вошли школы исторической части Москвы с богатыми, в том числе вековыми традициями. В одной из этих школ инклюзивное образование выстраивалось одним из первых не только в столице, но и в стране. Поэтому сегодня накоплен большой опыт работы с «особенными» детьми.

– Как организована среда обитания для ребят с ограниченными возможностями здоровья?

– В школе параллельно реализуются две основные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): собственно инклюзия, когда дети с ОВЗ обучаются в обычных классах, и отделение, приспособленное для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, отремонтированное и торжественно открытое 1 сентября 2015 года. Выбор той или иной модели остаётся за семьёй и часто зависит от диагноза, который поставлен ребёнку. Все дети, обучающиеся в школе, имеют сохранный интеллект, а основные диагнозы – это заболевания опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич, нарушения слуха и зрения, а также онкологические заболевания.

– Расскажите об особенностях организации учебного процесса для таких детей.

– В отделении сформированы классы с небольшой наполняемостью (до восьми человек), закуплена специальная мебель, в скором времени ждём поставки специальных учебников для слабовидящих детей. Отделение полностью приспособлено для детей с ограниченными возможностями: пандусы, специальные туалеты, широкие дверные проёмы, трёхъярусные перила на лестницах, тактильные указатели на полу, таблички на кабинетах, написанные шрифтом Брайля, и многое другое.

Для каждого «особенного» ребёнка составляется индивидуальный учебный план, что позволяет соблюсти баланс между возможностями школьника и его желанием учиться. Специальные программы называются адаптивными, то есть приспособленными к нуждам конкретного ребёнка, – такие же программы, как и у остальных ребят, но с увеличенными при необходимости сроками освоения материала.

– Перефразируя классика: а педагоги кто?

– Все педагоги, работающие с детьми, – и в отделении для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, и в рамках классической инклюзии – имеют соответствующий опыт; в большинстве прошли специальную подготовку. А для преподавателей, пришедших в школу в этом году, совместно с Окружным центром психолого-медико-социального сопровождения, в партнёрстве с Московским городским психолого-педагогическим университетом разработана и уже реализуется программа повышения квалификации.

– Как чувствуют себя «особенные» дети среди здоровых учеников? Как ребята относятся друг к другу?

– Отношения у ребят абсолютно нормальные. Дети – они и есть дети: ссорятся-мирятся, спорят-обижаются, вместе играют – в общем, дружат.

– Возможно, мнения взрослых разделились? Как оценивают обучение в обычной школе родители детей с ограниченными возможностями здоровья и как относятся к этому родители здоровых учеников?

– Большинство проблем, я глубоко в этом убеждён, в головах взрослых людей: у детей всё в порядке, а мы, взрослые, иногда излишне драматизируем ситуацию. Мнения родителей разные. Но в целом я ни разу не сталкивался ни с одной конфликтной ситуацией, которая бы возникла по этому поводу. Мы очень рады, что у семей, в которых растёт ребёнок-инвалид или ребёнок с ограниченными возможностями, сегодня есть выбор: учиться на дому, ходить в специальное отделение или получать образование вместе с обычными детьми. И это очень ценно. Ещё несколько лет назад и подумать об этом было невозможно – такое казалось фантастикой, а сейчас это реальность.


Справка «ЛГ»

5 октября 2015 года при поддержке столичного правительства состоялся I съезд московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства. Участниками мероприятия кроме родителей «особенных» детей стали представители органов законодательной, исполнительной власти и Общественной палаты города Москвы, а также члены некоммерческих организаций.

«В столице сегодня проживают 1,2 миллиона инвалидов, в том числе 35 тысяч детей. Каждый год их число прибавляется. Мы должны найти корень зла – почему так происходит? Профилактика и ранняя диагностика инвалидности в Москве – это комплексная межведомственная задача, которую надо решать всем вместе», – заявил Владимир Петросян, министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента труда и социальной защиты населения.

Организатором съезда выступила Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства (МГАРДИ). «Главная цель достигнута: конструктивный, открытый диалог с властью состоялся. В рамках работы секций («Образование», «Здравоохранение», «Реабилитация и оздоровление», «Доступная среда», «Спорт», «18 плюс») удалось обсудить актуальные, волнующие родителей вопросы. Теперь планируем проводить съезды московских семей, воспитывающих детей-инвалидов, регулярно, каждый год», – сообщила председатель МГАРДИ Юлия Камал.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Экзамен? Отменить!

    13.02.2025
  • Ненавистные экзамены

    05.12.2024
  • Азартные игры с наукой

    14.09.2024
  • Троечникам здесь не место

    09.09.2024
  • ЕГЭ покоя не даёт

    17.07.2024
  • «Электронные» студенты РИМа,

    251 голосов
  • Словесность сохранит в человеке человеческое

    131 голосов
  • «Подстава» для педсостава

    113 голосов
  • Офлайн, онлайн или дистанция?

    93 голосов
  • Верните школу государству

    91 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS