Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 октября 2024 г.
Литература

Весть Николь Воскресной

О метафизике и рифме, играющей в прятки с читателем

04 октября 2024

Симметрия – великое понятие!

Оно и символично, и красиво, сочетая в себе многие качества, определяет ветвление текста: современного, но и – рассчитанного на корабли вечности, выходящие из гавани пресловутого, часто скучного «сегодня»:

«Что за паутина без симметрии, кто в такую захочет попасть, и да что за напасть. Красивая паутина требует времени и последовательности. Зачем тут эти провода, какая в них особая нужда. Бумажные башни и бумажные деревья, разве выдержит всё это спешку-НАСМЕШКУ.».

Мы входим в текст, густо сотканный и математически выверенный, в пространство метапоэмы Николь Воскресной – Паук…

Энергично льётся хор голосов, энергично – на лучениях строк, с долей абсурда, без которого сложно рассмотреть действительность, представленную окрест:

«– Срочно! Немедленно! АХТУНГ!

– Случилось что?

– Паутинная комиссияяяяя!

падает ниц

Паутинная комиссия.

Пиджаки без лиц.

Некоторые без рук

– ШШШШШТООООО Этоооо

– Паутина. Я паук.

– Ассссиметрия, между прочим, закон природы, который ДОЛЖенствует

блюсти.».


Вольный сильный язык…

В паутину слова пойманные речения организуются в хор действительности, которой… не противостоять: но – можно живописать, удерживая её формы и меры, игры и брызги искр…

Текст экспансивный…

Текст, подчинённый ассиметрии – позвольте?

Ведь было ж о симметрии?

Вы не заметили?

Но – это же две стороны одной медали, как жизнь и смерть, как тьма и свет…

Ассиметрия логичнее своей сестры: в жизни чаще сталкиваемся именно с нею.

Интересно у Воскресной скользит рифма: словно – играется в прятки с читателем: вот покажет лицо, и – тотчас скроется за вуалью мысли.

Резко работает и метафизическая составляющая: поэт производит исследование яви, какая уж ни есть, всегда хочется лучшей…

Звук множится, словно отражаясь в зеркалах, организуя дополнительные впечатления: футуристы – из своей заоблачности – благосклонно взирают в недра текста Воскресной:

«Паучиха уходит в себя. КОмиссия расходится. Мимо проходит толпа. Паучиха в плену серого шарфа шарфа фары фа фа…».

Строчки-фразы комбинируются подбористо: лапидарность даёт варианты более жёстких, как гравюра, картин:

«Медленно падают бумаги. Свет то

включается, то гаснет. Обрывки стихов, куски идей».


Очень точно схвачено мелькание современности: фрагментарность оной, эпизодичность – будто целостности нет.

Но – целостность вот же: явлена поэмой, тонко закрученной и виртуозно словесно исполненной.

Метапоэма Воскресной – словно отсылает культурологически к краткой игре драматических произведений Метерлинка: с их сгущением, объём заменяется ёмкостью…

Затем развернутся поэтические стяги Николь:

Я плачу бомжам и ханыгам

за свою бессмертную душу

помяните в своих делириях

мир который уже разрушен

двор запущен

здесь однажды лежала собака

такая же белая как этот камень

так щетина забора в бурю

не согреет не согревает...


Онтология отчаяния перевивает тексты…

Нет?

Скорее – игла постижения себя прокалывает поэтическую мистерию Н. Воскресной: игла столь же остра, сколь не приятны, однако не отрицаются, бомжи и ханыги, сколь необходимо исследование собственной души.

В сущности, поэзия есть расшифровывание собственного «я»: алхимическое действо, рассчитанное на всю жизнь, и – на поделиться с другими: с щедростью июльского ливня желательно.

Воскресной удаётся это…

Стиль Николь характерен, стих узнаётся…

Он узнаётся – по вибрациям строчек, прокалённых болью и радостью, по интонациям, чья оттеночность играет, но совершенно всерьёз, богатством ощущений и тонкостью, чья шкала не разработана, увы:

Солнце отражается в монете

Воздух разделился на выстрелы и тишину

Разломать звуки и буквы в тексте

Июнь как юноша в плену

И в этих травах и огнях над полем

Лезвие горизонта перерезает горло небу

Перерезает небо

В блокноте с датами прострелы

страниц пробитых грифельным карандашом…


Лезвие это ощущаешь: и множественность ассоциаций будет… и кинематографична, в том числе: вдруг вспыхнет в памяти, тесно занятой культурологическими образами, начало «Андалузского пса» Бунюэля: с бритвой, так жутко и символично вскрывающей женский глаз…

…тонко изгибаются изящные ветви верлибров:

я ходила молиться

за мёртвую птицу

чтобы птицы больше никогда не падали

одна свечка за всех

а с бетонных деревьев смотрели окна

серыми ртутными глазами…


Необычность эпитета подчёркивает индивидуальность поэта: и тяжесть этих ртутных глаз, относясь к рваной прелести мира, гармонирует, однако, с молитвой… за птицу.

Поэт – всеотзывен.

Каждая смерть вспыхивает в нём искрами стиха.

Иногда кажется – яви маловато поэту: Воскресная запускает образы (о, круто катятся их опалы!), связанные со средневековьем, с неистовством чумы, с сомнамбулическими отражениями, с цифровой музыкой языка:

выпить воды

в которой отразилась луна

и дитя станет сомнамбулой

словно цепная чума…


Вспыхивает афористичность: настоящие чудеса вызывают чувство стыда: ощущается огромная душевная работа за каждым стигматом высказывания-афоризма…

Нечто наивно-детское раскрывается нежными лепестками строчек:

огненная мельница

осень – времечко колдунов

смерть не спит она притворяется

прикормить кровью радость

запустить плотик из спичек…


Гулкие «о» разносятся, играя самостоятельную роль.

Круглота: можно провалиться в оную…

Но – так, чтобы испытать новые эмоции, и, обогатившись опытом поэта, сопоставлять его со своим.

Николь Воскресная ткёт ковёр текстов: пёстрый, таинственный, в котором, как на востоке, зашифрованы линии судьбы: её, а становящейся всеобщей, читательской, литературной…


Николь Воскресная

Родилась в 1990 г. Живёт во Владивостоке.

Член Союза писателей России (с 2017). Произведения публиковались в коллективных сборниках, журналах, литературных альманахах «Сихотэ-Алинь» (Владивосток), «Вакуум» (Владивосток), «Российский колокол» (Москва), «Сибирский Парнас» (Новосибирск), «Образ» (Кемерово), «Традиции&Авангард» (Екатеринбург) и др. Книги: «Акварели» (2011, Владивосток), «Гранат» (2014 г., издательство Niding.publ.UnLTd, Владивосток), «Никтофобия» (2016, Саратов), «Дагерротип» (2020, Таганрог), «Бес содержания» (2022, Волгоград).

Победитель литературного конкурса «Петроглиф» в номинации «Поэзия» (2022). Победитель Международного поэтического конкурса Фестиваля БОАО (Китай) в номинации «Новый молодой талант года» (2023).


Огнеопасно

Из цикла стихотворений


Купальское

солнце отражается в монете

воздух разделился на выстрелы и тишину

разломать звуки и буквы в тексте

июнь и юноша в плену

и в этих травах и огнях над полем

лезвие горизонта перерезает горло небу

перерезает небо

в блокноте с датами прострелы

страниц пробитых грифельным карандашом

добро гвоздями начинённое хрипит

так варят град так расцветает мак в аду

сломай мелодию если не любишь

субботняя вода в ней тонет ключ

луною девушек сменяется солнце юношей

и ношей зреет нож

звереет

06.07.24


* * *

я ходила молиться

за мёртвую птицу

чтобы птицы больше никогда не падали

одна свечка за всех

а с бетонных деревьев смотрели окна

серыми ртутными глазами

стая мошки вальсирует тает

поблекшая дымка волочится за ногами

красные стеклянные лампады – светодиодные маячки

где-то выгорает проводок и гаснет чувствительность

точки превращаются в штрихи

если отрицательно качать головой

это тебя продлевает


Лунатик

выпить воды

в которой отразилась луна

и дитя станет сомнамбулой

словно цепная чума

по нитям спрядённым в запретное время

в пятницу

волколаки поднимаются из пустоты и взбираются на небеса

и воют воют как будто бы ветер

раскачиваться как метроном

уловить ритм шатающейся оси

не спи не спи только не спи!

он не должен заблудиться в дороге


* * *

ребёнок в церкви называет ангелом горбуна

это чудо

и люди в смятении отводят глаза

настоящие чудеса вызывают чувство стыда

и растерянность

так если бы пели растения

все висели на этих гвоздях

у всех когда-то резались крылья

через грудь просвечивало солнце

которое слишком быстро развеялось

покачиваясь в воздухе словно, оса

превратило счастье в рассеянность

дни в доски гробов

дома запомнят любовь

калитка-ребёнка улыбка,

заборы превращаются в перья,

вот голубь упавший,

вот ворон расстрелян

а этот новый птенец…

и только горбун помнит дни и недели

и солнце…

словно растаявший за рукавом леденец…


* * *

огненная мельница

осень – времечко колдунов

смерть не спит она притворяется

прикормить кровью радость

запустить плотик из спичек

ещё туже связать нить

злая поросль – чертополох

он огнём не растворяется

пригубил погубил приголубил как смог

полон рот клыков

и в боку дыра

намолола

намолила метель намела

в отражении

два костра

потайная дверь

крылья мельницы

крутящей землю

солнце распятое на колесе

опрокинувшийся восьмеркой

мель и отмель

воды смола

если утонешь

простыней станет скала

одеялом – прибрежный хмель


Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • Планета Сент-Экс

    29.06.2025
  • Не стало Марии Копьёвой

    28.06.2025
  • Исследуя советскую Атлантиду

    28.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS