Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 декабря 2023 г.
Телеведение

Внимание на сцену

Часть вторая

14 декабря 2023
«Взятие Зимнего дворца»

Окончание статьи: Внимание на сцену часть 1

Русская театральная традиция в начале прошлого века если не превосходила европейскую, то во всяком случае была с ней на одном уровне. Имена Станиславского, Немировича-Данченко, Таирова, Мейерхольда, Михаила Чехова и многих других наших соотечественников были на слуху во всём мире. С кино у некоторых из них сложились достаточно органичные отношения – того же Чехова можно увидеть не только в дранковском «Трёхсотлетии царствования дома Романовых», но и в «Заворожённом» Альфреда Хичкока, снятом тридцать два года спустя! Нас, однако, в большей мере интересуют случаи особого, новаторского характера, а вершиной любого новаторства, как известно, является революция. И, конечно, революция здесь также не осталась в стороне. В каком-то смысле события семнадцатого года многими эстетами и воспринимались как своеобразный патетический спектакль – в двух действиях с бурным антрактом.

Одним из первых смельчаков, решивших радикально соединить искусство и реальность на практике, оказался Николай Евреинов, автор знаменитой концепции двойного театра. В ноябре двадцатого года он с группой помощников (среди которых художником-постановщиком «затесался» сам Юрий Анненков, а организатором выступил Дмитрий Тёмкин, в будущем прославленный голливудский композитор) поставил театральное представление «Взятие Зимнего дворца». События эти поросли множеством легенд, поэтому я позволю себе процитировать их свидетеля и участника Анненкова: «Сделанные мною декоративные сооружения были во всю ширину площади Зимнего дворца, доходили до третьего этажа Главного штаба и состояли из двух гигантских платформ… Действующих лиц было около 8000 человек… в спектакле принимали участие подлинные танки, подлинные пулемёты и, наконец, знаменитый крейсер «Аврора», который… должен был по сигналу из нашей режиссёрской будки сделать три «исторических» холостых залпа. Сигнальная будка, в которой мы разместились, была построена на пьедестале Александровской колонны…» Восемь тысяч человек! И хотя «Взятие Зимнего...» считается всё-таки театральной постановкой, она была довольно подробно заснята на киноплёнку и дополнена интертитрами, так что это эпическое хулиганское (коммерсанты покидали Петроград с громадными мешками наличности в руках, а Керенский с делегатами раскачивался метрономом на трибуне) действо можно считать одной из первых киноинсценировок Октябрьской революции, инспирировавшей последовавшие эксперименты в этой области.

Евреиновым и его особым пониманием театра в своё время «болел» Сергей Эйзенштейн, бывший к тому же учеником Мейерхольда. Начинал он художником сцены и уже тогда умел удивлять: боксёрский матч в оформленном им «Мексиканце» по Джеку Лондону происходил не на сцене, а прямо в зрительном зале! Рамки театра казались слишком узкими Эйзенштейну – «Противогазы» он поставил прямо в заводском цехе, зрители этого не оценили. Зато триумфом увенчался финал «Мудреца» по Островскому: знаменитым дневником Глумова выступила не реквизитная тетрадка, а настоящая кинолента-боевик, в финале которой сам режиссёр кланялся зрителю на фоне афиши спектакля. Успех последовавших «Стачки» и «Броненосца «Потёмкина» дали молодому гению шанс поработать над крупнейшей историко-революционной эпопеей к десятилетию революции. «Октябрь» стал одним из высших достижений немого кинематографа и – несмотря на театрально-эксцентрическое прошлое режиссёра и заумные монтажные эскапады – торжеством документального метода в игровом кино: всё-таки не зря и сегодня кадры штурма Зимнего дворца многие считают хроникальной съёмкой.

Да и в эйзенштейновском «Выглядит как хроника, действует как драма» слышится шекспировская формула «Весь мир – театр»!

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS