Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2023 г.
Культура Колумнисты

Время крупным планом

25 мая 2023
Кадр из фильма «Простой случай» («Рассказ о простом случае»), реж. Всеволод Пудовкин, 1931

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих технических приёмов раннего кино, который дошёл до наших дней почти без изменений. В основе своей он прост: вместо условных двадцати четырёх кадров в секунду оператор снимает, скажем, двести сорок (разумеется, особой камерой). Чем больше кадров, тем плавнее получается движение на экране – так работает наше восприятие. Сейчас ни одна зрелищная картина – историческая или супергеройская – не обходится без слоу-моушена, который наравне с крупным планом является универсальным средством расстановки акцентов. Вилка упала со стола – подумаешь, может, дубль неудачный. Гигантская вилка падает со стола в течение десяти секунд – значит, всё не просто так, сейчас кто-то выколет себе глаз или в комнату ворвутся автоматчики. Многим рапид уже надоел – чем проще приём, тем легче распознать его функцию. Но было так, конечно, не всегда.

Первые эксперименты с плёнкой происходили на правах ошибки, совершенно случайно. Трюк с превращением одного предмета в другой был примечен успешным парижским фокусником Жоржем Мельесом за просмотром небрежно смонтированной хроники: вот по площади едет омнибус – а вот на его месте уже катафалк! Ближе к началу века Мельес стал первым (и величайшим) сказочником в кино – а какие сказки обходятся без необычных локаций и хитроумных иллюзий, их воплощающих? В фильме «Двести миль под водой, или Кошмар рыболова» (1907) режиссёр снимает героев сквозь аквариум с рыбами, пытаясь достичь того, что сейчас бы назвали эффектом присутствия. В других фильмах подобной тематики и дебютирует, по легенде, рапид – ведь сопротивление воды делает движения человека неестественно медленными и плавными. Первые актёры кино – да и сегодняшние профессионалы – не были способны сыграть такое. А рапид помог! То же касается «космических» фильмов.

Так что и к началу 1920-х рапид оставался прерогативой сомнительного качества развлекательных лент и отдельных экспериментов. Как мощный инструмент поэтического языка его стали понимать лишь французские киноимпрессионисты, зачарованные тем, что они называли фотогенией. Луи Деллюк, Марсель Л’Эрбье, Жермен Дюлак по-разному объясняли это понятие, но сходились в одном – течение воды, ход облаков, вообще природные явления настолько фотогеничны, насколько это возможно. А как обратить внимание зрителя на такие естественные, привычные вещи? По выражению советского формалиста Виктора Шкловского – «остранить», взглянуть с неожиданного ракурса, нарушить традиционный образ восприятия. Одним из первых на практике этот «обновлённый» рапид применил Жан Эпштейн, также входивший в круг киноимпрессионистов. Его «Падение дома Ашеров» (1928) по рассказу Эдгара По строилось на нескольких формальных приёмах, которые обыкновенное старое поместье превращали в место скопления тёмных сил. Среди этих приёмов был и рапид – только помимо речки да облаков режиссёр стал применять его для других бытовых явлений. Например, порыв ветра сшибает стопку книг. Неприятно. Рапид же вызывает ужас и заставляет задуматься – а вдруг это шалит не ветер, а чей-то неупокоенный дух? Для молодых режиссёров открывался целый мир возможностей – столько лет их предшественники не замечали под своим носом этот бриллиант! Самая скучная, самая неприглядная вещь на свете с замедлением времени наполнялась внутренними светом и смыслом.

Среди наших режиссёров главным апологетом «нового» приёма стал Всеволод Пудовкин, ученик Гардина и Кулешова, друг Эйзенштейна и Довженко и просто великий русский кинорежиссёр. К рапиду Пудовкин пришёл самостоятельно – в одной из своих статей признавался, что слышал нечто об экспериментах французского коллеги, но самого фильма не видел. Пудовкин, как и многие люди его поколения, был не только постановщиком, но и теоретиком и феномену рапида посвятил отдельную, очень яркую статью. Правда, называл его Пудовкин немного иначе, на немецкий манер – цайт-лупа, «временное увеличительное стекло». И действительно, его фильм «Простой случай» (1931) – о, эта иезуитская скромность революционеров от искусства! – обыкновеннейшие явления быта с помощью цайт-лупы превращал в торжество движения, немыслимое даже десять лет назад. Человек косит траву – а в кадре Пудовкина вздымаются горы мышц, плывёт стальная гряда косы, падают с мощных травяных стволов мириады капель воды. Если и можно привить всякому человеку любовь к труду – то только через такое искусство!

Почему я о Пудовкине, если до него всё придумал француз Эпштейн? Тому есть много причин, но главная для меня – в названии пудовкинской статьи. Небрежным жестом великого романиста Всеволод Илларионович обобщил весь свой и европейский опыт работы тремя словами: «Время крупным планом».

Фёдор Шеремет

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

  • Камера, мотор!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS