Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Литература

Всегда Зоя

Детализированная линия судьбы жены и музы Андрея Вознесенского

20 апреля 2024
из личного архива Зои Богуславской

16 апреля Зоя Богуславская – писатель, драматург и муза поэта Андрея Вознесенского – отмечает своё 100-летие. В день рождения идейного вдохновителя Центра Вознесенского в пространстве музея на Большой Ордынке открылась масштабная юбилейная экспозиция «Всегда Зоя. Выставочный роман», рассказывающая о большом творческом пути Зои Борисовны, её жизни, проектах и путешествиях. «Всегда Зоя» – именно так подписывает каждое своё письмо героиня выставки. Кураторы выставки – Диана Джангвеладзе и Елизавета Спиваковская, художник – Алексей Трегубов.

Экспозиция выстроена по годам жизни в обратном хронологическом порядке и показывает главные личные и рабочие сюжеты жизненного и творческого пути Зои Богуславской, частью которого стали смены нескольких эпох, дружба и сотрудничество с выдающимися людьми своего времени – Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Леонидом Леоновым, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым и многими другими.

Выставка начинается с блока, посвящённого Центру Вознесенского, его появлению и наиболее важным проектам за шесть лет его существования. От идеи создания Центра до выбора места и здания – всё было организовано силами Зои Борисовны и её сына, Леонида Богуславского. Место было выбрано не случайно – именно в Замоскворечье Андрей Вознесенский провёл своё детство, а неподалёку, в Лаврушинском переулке, произошла его знаменательная встреча с Борисом Пастернаком. Здание, в котором находится Центр Вознесенского, является памятником архитектуры начала XIX века.

Выходя из части экспозиции о Центре, зритель начинает путешествие в обратном направлении времени. От последних лет и проектов Зои Богуславской посетители двигаются к её браку с Вознесенским, международным поездкам, работе в Советском Союзе, юношеству и детству.

Важными сюжетами выставки, раскрывающими разностороннюю личность Зои Борисовны, являются блоки о её работе, среди которых создание премии «Триумф», труд на «Мосфильме», служба медсестрой в военном передвижном госпитале во время Великой Отечественной войны, а также её литературная деятельность: повести, пьесы и многое другое.

Отдельный сюжет выставки посвящён путешествиям и международным поездкам Богуславской и Вознесенского. Географическое пространство всегда имело большое значение для супругов – путешествия в Америку, встречи и дружба с семьёй Кеннеди, преподавание и презентации в университетах – всё это впоследствии повлияло не только на личные и дружеские связи, но и на культуру России и СССР.

Ещё один блок экспозиции посвящён браку и отношениям Зои Богуславской и её мужа, поэта Андрея Вознесенского. В нём представлены поэма «Оза» и другие произведения, созданные поэтом за 46 лет совместной жизни, истории из Переделкино и инсталляции, воспроизводящие любимый дом, где пара прожила долгие годы.

На минус первом этаже Центра расположен таймлайн – детализированная линия судьбы Зои Борисовны, дополненная архивными документами, фотографиями и инсталляциями.

В рамках выставки состоится большая публичная программа. Подробная информация и расписание событий будут доступны на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского совсем скоро.

Алексей Трегубов, художник выставки: «Это наше совместное с архитектором Кириллом Носыревым поэтическое высказывание на тему её воспоминаний про жизнь. И это довольно странная история – странность её в том, что мы идём как бы по годам и событиям жизни Зои Борисовны и в то же время нет. Временная линия – лишь некий ориентир в пространстве для зрителя, которого здесь ждёт путешествие скорее метафизическое».


«Считаю, что ум у меня вполне сохранился, особенно когда что-то касается решений быстрых – «как вырулить» из какой-то сложности. Пока держусь крепко. Что будет дальше – мне неведомо. Жизнь моя всегда была весёлая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора. Многие меня спрашивают: что ты делаешь всё время, раз одна дома живёшь? Я отвечаю: думаю! И всё делаю сама!»
Зоя Богуславская   

«Мама меня убедила»

Леонид Богуславский

Доктор технических наук, российский предприниматель, один из крупнейших инвесторов в интернет и ИТ-компании Леонид Богуславский вспоминает детство.

– Вы маменькин сынок, Леонид Борисович?

– Скорее мамин и папин… Зою Борисовну трудно назвать классической мамой, она всегда очень активно работала, ощущала себя творческой личностью, это было для неё важнее многого другого.

В детстве мною в основном занимались бабушка с дедушкой, мама появлялась в моей жизни в самые важные моменты. С первых классов школы она выстраивала отношения со мной на равных и должна была аргументировать, объяснять, почему нельзя делать это или то. Когда стал подростком, мы договорились, что я могу приходить домой поздно. А в чуть более старшем возрасте мне позволялось даже ночевать вне дома. Но я был обязан позвонить и предупредить маму об этом.

– Зоя Борисовна сильно влияла на вас?

– Очень! Например, в нашей семье ценились любовь к чтению и знание классической литературы. У нас была огромная библиотека. Разговоры о книгах приветствовались, а вот о чём-то материальном – не особо. Мама не любила говорить о деньгах, о том, кто сколько зарабатывает. Считала, что это не интеллигентно.

– Но давала вам деньги при этом?

– В школе. На карманные расходы. Кстати, именно с мамой связано моё первое предпринимательство, если можно так сказать. Мне до сих пор за него очень стыдно… Я обожал мороженое. Учился в 444-й физико-математической школе, находившейся в шести трамвайных остановках от дома. Мороженое ел каждый день – даже зимой в мороз. Выходя из школы, покупал первое мороженое и съедал в трамвае. Вторую порцию брал уже на своей остановке и проглатывал, пока шёл домой. Естественно, после этого обедать я не хотел, что расстраивало маму. Однажды она предложила: «Лёня, дам тебе деньги на самое дорогое мороженое при условии, что принесёшь домой и съешь после обеда. Какое мороженое дороже всего?» Я ответил: «Лакомка». За 28 копеек».

И мама выдала мне ровно столько – 28 копеек. По дороге из школы я купил четыре порции «Снежинки» по семь копеек, три съел сразу, а четвёртую принёс маме и торжественно сказал: «Вот мороженое, съем его после обеда».

– Зоя Борисовна не узнала правды?

– Нет. А мне и сегодня совестно, поскольку обманул её ожидания…

Или другой пример маминого влияния. В старших классах я увлёкся литературным творчеством, начал писать рассказы. Один из них положил в конверт и отправил в журнал «Юность». Подписался псевдонимом Леонид Зоев, не хотел, чтобы это связали с нашей семьёй. Никому ничего не сказал.

Каково же было моё удивление, когда позвонили из редакции и попросили меня прийти. Виктор Славкин, ставший позже известным драматургом, похвалил рассказ, посоветовал кое-что изменить, после чего текст опубликовали. При этом в журнале не знали, кто я, чей родственник. Реально выдернули из потока!

После этого, поняв, что имею какие-то литературные способности, я начал изучать тексты Ивана Бунина и Юрия Казакова, которые потрясающе описывали природу. Пытался найти и использовать в своих рассказах такие же словесные краски. Я учился писать, хотя у меня уже были первые премии по биологии и математике на всесоюзных олимпиадах.

В какой-то момент решил сказать маме, что хочу поступать в Литературный институт, поскольку мечтаю стать писателем, как она. Даже показал, что пишу. Мы сели, и мама стала объяснять: чтобы сделать имя в литературе, не надо учиться в Литинституте. Лучше получить какую-то иную профессию. Приводила примеры: Василий Аксёнов, Даниил Гранин, Аркадий Арканов, Григорий Горин… Писательский талант определяется не дипломом профильного вуза. Мама меня убедила.

(Из интервью руководителю спецпроекта ТАСС «Первые лица» Андрею Ванденко)

Тэги: Век
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Последний из огненных

    40 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS