Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Я никому ни за что не отдам мой ослепительный шанс на бессмертье…»

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Он, несмотря на свою известность, не был человеком тусовки. Скорее, был нелюдимым. Общался по делу и с теми, кого любил и уважал. С незнакомыми людьми был не слишком приветлив и даже колок. Встретить на каких-либо светских раутах, где под телекамерами так любит мелькать весь наш шоубиз, Леонида Петровича было практически невозможно. Можно теперь только жалеть об этом, по крупицам собирая документы, фотографии и видеоряд к предстоящему юбилею Мастера. Такое определение – отнюдь не дань круглой дате, 80-летию со дня рождения поэта. Все те, кто любит и ценит настоящую, хорошую и, что важно, умную песню, безошибочно узнают среди безмозглой попсы, заполонившей эфир и концертные площадки, песни на стихи Дербенёва.

Есть знаковые атрибуты, именно атрибуты, а не аксессуары времени. Они могут быть связаны с какими-либо социальными потрясениями, научными и технологическими прорывами, явлениями в литературе и искусстве, а для каждого отдельного человека – событиями в его собственной жизни. Не знаю, у кого как, но у меня они очень ярко ассоциируются с песнями. Под эту – ты пошёл в школу, под другую – в армию, а эта – была спутницей первых свиданий, романтических, незабываемых дней, потом она звучала на свадьбе, её ты напевал своим засыпающим детям, а они потом – своим и так через годы… И если перелистать память, многие из этих песен, их смысловая основа вышли из-под пера этого замечательного скромного человека. Его любили, наши самые известные композиторы и звёзды эстрады становились в очередь за его стихами. Но при всём при этом жизнь поэта была отнюдь не пряничной.

Песни Леонида Дербенёва распевала вся огромная страна, а вот Союз писателей, под завязку набитый национальными письменниками различного пошиба, так и не снизошёл до того, чтобы принять его в свои ряды. Впрочем, и Высоцкого, и многих других, как время доказало, настоящих поэтов. А оно – главный судья. И только время умеет беспристрастно отделять зёрна от плевел. Тех самых, что благодаря закулисным усилиям, промоушену по-нынешнему говоря, бесконечно долбят в наши головы из всех звукопроизводящих приборов. Наверное, особая ценность и значимость поэта, который пишет песни, в том, что его слова, становясь крылатыми, не только звучат из уст певцов, песни эти можно назвать директивами жизни. При условии, что они освящены настоящим, большим талантом. Таким, каким был наделён Леонид Дербенёв.

И он сполна отработал этот божий дар. Оставил нам песни, ставшие знаковыми. Начиная с первой легендарной «Лучший город земли» с Арно Бабаджаняном, спетой юным Муслимом Магомаевым, до «Есть только миг» Александра Зацепина, столь мудро ответившей на извечный вопрос о смысле бытия. И спасибо ему за это. Дербенёв написал несколько сотен прекрасных песен и более двух тысяч замечательных стихотворений.

Тень разрывая, день новый встаёт,
И для меня нет другого ответа:
Ради меня время пущено в ход
И существует Вселенная эта.
Пусть возражает унылый педант
И всевозможными фактами вертит,
Я никому ни за что не отдам
Мой ослепительный шанс на бессмертье.

Я помню слова одного из немногих умных и политкорректных наших звёздных исполнителей, адресованные Леониду Петровичу: «Мы не всегда бываем благодарными, хотя должны в ноги кланяться вам, поэтам, пишущим хорошие стихи для наших песен. Благодаря им нас народ за умных дер­жит. Потому что поём, произносим слова, придуманные вами…»

Все, наверное, помнят триумф  Аллы Пугачёвой на конкурсе в Сопоте. Но мало кто знает, что победила голландская группа, а главный приз в конкурсе песен достался песне «Всё могут короли» в её исполнении. То есть поэту Леониду Дер­бенёву и композитору Борису Рычкову. Приз сопровождался немалой по тем временам денежной премией, которую Пугачёва оставила себе.

В своё время Юрий Поляков обратился к наболевшей теме в известной статье «Песней по жизни», потом газета выступила с целым рядом материалов и отзывов читателей, касающихся того, что называется стихопесенным творчеством. В дополнение к предметному разбору многих нынешних «шедевров», терзающих наши уши и души: во многом потому, что за наши «новодемократические» годы как ненужный советский атавизм практически ликвидирован институт песенной редактуры, хотелось бы добавить, что всё лучшее и доброе создаётся на великих примерах. Таковыми, безусловно, были жизнь и творчество замечательного человека и талантливого поэта Леонида Дербенёва.

Друзья и коллеги поэта, поклонники его таланта, звёзды российской эстрады соберутся 26 ноября в Государственном Кремлёвском дворце, чтобы снова вспомнить замечательные песни Мастера, без которых уже невозможно представить ни жизнь, ни культуру великой страны, которую он так любил и завещал в своих предсмертных строках: «Живи, страна, ненаглядная моя Россия!»

Владимир ПОПКОВ

Обсудить в группе Telegram

Владимир Попков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS