Андрей Дементьев, поэт:
– Я должен сказать, что «Литературная газета» очень много сделала для возрождения той высокой культуры, которая долгое время была обделена вниманием и стала забываться. И то, что учредили премию имени Дельвига, который был соратником Пушкина и который вместе с ним основал «Литературную газету», очень важно, особенно для молодых. И название «Золотой Дельвиг» – очень красиво. Я поздравляю всех молодых, ведь всем понятно, что для человека, который только начинает свой путь в литературе, важна общественная поддержка, внимание коллег и печати – той же «Литературной газеты», которая делает всё, чтобы помочь дебютантам. Молодым сейчас тяжело живётся. Очень трудно издаваться, трудно как-то привлечь внимание коммерческих издательств, которым нужны уже известные имена, гарантирующие прибыль. «Литературная газета» постоянно открывает новых авторов, знакомит читателей с их творчеством, регулярно печатая их произведения у себя на страницах, поощряя премиями. Такой подход бесценен. Они ещё юны, впереди их ждёт столько всего, и трудности неизбежны. Дай бог, чтобы эта премия как-то добавила им энергии, поэтической и творческой, и настроила на оптимистический лад, убедила в достижимости поставленных целей, напомнила, что многое им по плечу, потому что они не только молоды, но и талантливы.
Надежда Михайлова,
директор «Московского дома книги»:
– Любая литературная премия – это хорошо. Это говорит о том, что общество правильно реагирует на литературу, ищет то лучшее, что она может предложить. Сегодня мы переживаем очень непростые времена, литература у нас фактически оказалась вне культурного пространства – её нет в официальных бумагах, в законодательных инициативах, в программах развития страны, политики забыли о литературе. «Золотой Дельвиг» занимается тем, что должно делать государство, – охраняет культуру, наше самое главное нематериальное достояние, стратегический ресурс, без которого любая нация обречена.
Олег Попцов, журналист, писатель:
– Должен сказать, премии вроде «Золотого Дельвига» очень полезны. Самое главное, что они способствуют не просто поддержанию курса литературы, культуры, а существенно его повышают, задают планку – правда, на слуху чаще другие награды с иными целями. Я бы хотел, чтобы премия имени Дельвига получила более значительное и стабильное финансирование, чтобы и дальше расширялся диапазон – количество участников и география присланных работ. Очень важно, когда в литературной среде есть традиции. Премия «Дельвиг» уже стала традицией. А традиция – это всегда контакт с историей. Кто продолжает историю, тот продолжает культуру. Сейчас только «Литературную газету» одинаково беспокоят и настоящее, и прошлое. Потому лично мне очевидно, кто на деле продолжает русскую культуру. Не только литературу, но и культуру как таковую, и я очень рад, что есть люди, которые делом доказывают свою к ней принадлежность.
Владимир КОСТРОВ, поэт:
– Это одна из тех замечательных премий, которые не чураются великих традиций поэзии. Человек выработал для себя поэзию как способ успокоиться и облегчить несовершенство мира. Явление поэта – вечное явление, данное нам господом Богом. Именно в рамках традиции существуют поэты, которые работают на тысячелетия вперед. Все великие произведения, даже если это произведения модерна, моментально становятся традицией, а эксперимент так и остается экспериментом.
Михаил Голубков,
дипломант «Золотого Дельвига»:
– В России вроде бы много премий, но крупные похожи одна на другую, да и чем они, собственно, могут отличаться? Пафосностью названий и денежным содержанием, в остальном до скуки похожи – жюри и участники одни и те же, везде, по сути, безальтернативные выборы, награда приносит пользу лауреату и книготорговцу, читатель в этой схеме лишний. Учредители «Дельвига» с таким положением вещей были не согласны, в итоге появилась крайне необычная и многим неудобная литературная награда. Во-первых, вручается она всё-таки газетой и носит имя её первого главного редактора. Во-вторых, она по-настоящему независима. «Дельвиг» – единственная из общероссийских премий, которая имеет свою точку зрения на современную литературу и не играет по правилам рынка. Это одна из самых актуальных премий на сегодняшний день.
Андрей Воронцов,
писатель, доцент кафедры творчества Литературного института им. А.М. Горького:
– Для меня эта премия – одна из самых значительных, престижных премий. Она выделяется на фоне множества других, где, не будем скрывать, и гонорарные фонды скромнее, и участники всегда одни и те же, да и победитель предсказуем. Но дело даже не в деньгах, а в признании заслуг писателя, и в этом смысле для меня премиальный фонд имеет немаловажное значение. Я считаю, как лауреат этой премии, что за проходные произведения она ни разу не давалась, и это очень верно. Не давалась за произведения-однодневки, которые берут сиюминутным эффектом, и жизнь у них, как у бабочек, с которых стряхнули пыльцу. Обычно разобщённый писательский мир обрёл прекрасную традицию: наконец-то стали объединять людей разных взглядов, уравнивать столицу и провинцию, открывать новые имена, чтить классиков. Продолжая эту традицию, «Дельвиг» создаёт то, что принято называть литературным сообществом. И если Экзюпери говорил, что единственная роскошь – это роскошь человеческого общения, то в нынешней ситуации очень важно напомнить о роскоши литературного общения. Поэтому очень благодарен и «Литературной газете», и всем, кто помогает организовать это замечательное мероприятие, на котором мы ежегодно, несмотря на все трудности, отмечаем действительно достойных литераторов.
Виталий Шабанов,
дипломант «Золотого Дельвига»:
– Я считаю, что премия вдохнула жизнь в литературный процесс, который в последние годы, к сожалению, пребывал в упадке. «Золотой Дельвиг» и «Литературная газета» не только делают литературную жизнь страны ярче и разнообразнее, но, что особенно важно сейчас, формируют и отстаивают в нашей культуре чёткую систему ценностей.
Всеволод Богданов,
председатель Союза журналистов России:
– Мы живём в гигантской стране, которая называется Россия. По количеству языков, национальностей, традиций, религий, вер, надежд – чего угодно – мы потрясающая страна, у нас всё есть. И чем мне нравится эта премия, созданная «Литературной газетой» в память о Дельвиге и Пушкине, – она объединила представителей всех наших языков, народов, конфессий, людей с разными взглядами на жизнь, но с одинаковым чувством родины. Кто-то из Якутии, кто-то из Сибири, кто-то из Азербайджана – всеохватность премии внушает волнение и гордость: сегодня, когда повсюду беспрерывное разделение, все больше говорят о собственной вере, о собственной истории, о собственной религии, у нас здесь живут одним домом и делом – с уважением слушают друг друга, следуют общим духовным ориентирам, признают главенство таланта и награждают по заслугам.
Арслан ХАСАВОВ, публицист:
– «Золотой Дельвиг» – премия достаточно своеобразная. Здесь всякий раз лауреаты неочевидны, ожидаешь сюрпризов. Именно поэтому за этой премией интересно наблюдать, особенно любопытны свежие имена в номинации «Молодой Дельвиг». Отслеживая другие литературные премии, можно делать какие-то прогнозы, в премии Дельвига это невозможно – каждый раз открываешь для себя что-то новое и неожиданное.
А зал внимал... | Зам. директора Государственного музея А.С. Пушкина по научной работе Наталья Михайлова о премии и не только |