Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 апреля 2023 г.
Культура Телеведение Юбилей

Журавель задумчивый

Станиславу Любшину – 90

06 апреля 2023
Кадр из фильма «Чёрный монах» Фото: РИА новости

Любшин всегда-всегда был каким-то нескладным.

Нескладный бузотёр («Ксения, любимая жена Фёдора», доцент со смешной фамилией Котиков в «Монологе»). Нескладный отшельник (Славка в «Заставе Ильича», Егор в «Не стреляйте в белых лебедей», Ильин в «Пяти вечерах»). Долговязая фигура и блуждающая улыбка что-то своё, донное знающего человека делали его особо подходящим на роли православных священников: иди, сын мой, веди себя хорошо и не веди себя плохо.

Вот в новом веке он знай архимандритов с епископами и играет – но первым попом в его фильмографии был отец Михаил из «Конца света», фрагмента последнего в нашей истории хрущёвского бума антирелигиозной борьбы («Грешница», «Исповедь», «Чудотворная», «Тучи над Борском»). Молодой отче приезжал в сельский приход с модной женой и ночами плясал твист у костра знаком абсолютного пастырского разложения. Но на своём стоял и в антинаучной православной ереси упорствовал.

И попом, и комиссаром, и работягой – всегда нёс какую-то свою насупленную правду, оттого всем и казался пришельцем с Луны. Правдолюбцы – они все у нас слегка инопланетяне. Комиссар Амелин, явившийся в дезертирский полк ваять из него боевую единицу Рабоче-крестьянской Красной армии («Красная площадь»). Шофёр Иоганн Вайс, засланный в самое вражье логово первый Саша Белов нашего экрана («Щит и меч»). Прораб дядя Вова на планете Плюк, полностью именуемый Владимиром Машковым («Кин-дза-дза»).

И как у всех инопланетян, была в его биографии непременная деталь-атрибут, без которой его невозможно представить, ещё труднее – понять, и чем безумнее, тем лучше. У Любшина это была дрезина. На самоходной дрезине эвакуировали подбитого комиссара в тыл с передового плацдарма. Под сорванную со стопора дрезину, идущую на скопление заключённых, бросался его Белов в финале «Щита и меча». Сиротскую песню «Мама, мама, что я буду делать» горланила с дрезины его шайка в «Кин-дза-дза». В гущи и чащи опять на дрезине вёз туристов Егор.

С ней, впрочем, тоже понятно и даже рационально объяснимо. Дрезина – атрибут обычной для Любшина глухомани, связанной с Большой землёй ниткой рельсов, по которой составы не ходят, ибо глухомань, а просека с узкоколейкой для каких-то нужд остались. То ли для обороны (у нас всё для обороны), то ли по бесхозяйственности (у нас всё по бесхозяйственности, что не для обороны).

Очень это было по-любшински: поросшая лопухом полоска путей в какое-то дальнее никуда за неведомой надобностью. Дорога, по которой всегда идут в одиночку за своими делами, прочим неинтересными.

Какие только чудо-барышни не заглядывались на этого просветлённого журавля, пилящего своим курсом к заветной цели. В «Если ты прав» – Болотова. В «Красной площади» – Малявина. В «Моей жизни» – Терехова. В «Ожиданиях» – Польских. В «Забавах молодых» – Зудина. В «Чёрном монахе» – Друбич.

В «Пяти вечерах» – сама Гурченко Людмила Марковна, взбалмошная, но отходчивая.

Чуяли в этой развинченной фигуре стержень. И мужики чуяли: со Жжёновым, Урбанским, Шукшиным на равных играл, принимали они его, а принимали ох не всякого.

Выбор его на главную и любимую роль в «Пяти вечерах» был идеальным попаданием. Человек, загадочно пропадавший на северах 17 лет (что делал – шоферил), был понятен всей стране без объяснений. Многие тогда отчего-то на Север подались, а между 1937‑м – 1938-м и освободительными 1954–1955 годами как раз 17 лет и прошло. В момент выхода пьесы говорить предметно о северных миграциях уже было не принято, но кому надо, тот понимал с полнамёка: по фиксе во рту, по вечно поднятому вороту, рейсу Москва – Воркута и еврею-офицеру, как-то особенно отозвавшемуся в кабаке на романс «Не для меня придёт весна», давно переделанный в костровую песенку сидельцев. Пропал человек куда-то, а через годы вернулся с умудрённой улыбкой, а куда пропал – никто и не спрашивал, потому что и так ясно (там, конечно, были фоточки Любшина в военной форме, но то так, для отмазки, в 70-е вспоминать севера особо не давали).

Улыбался. Слов не говорил – хотя мог. У Любшина у одного высокие речи о главном выходили нефальшиво. Будь ему в 80-м поменьше лет – отличный вышел бы из него Шарапов. Неловкий в объяснениях с Груздевым и Варей и совершенно чумной, белоглазый в закусилове с Жегловым. Вот от него услышать бы: «Что такое офицерская честь – я не хуже твоего знаю, на фронте этому быстро учили!» – полный был бы нокаут жегловским блатяцким выходкам. И прыгающим в чужую траншею с ножом его представить сложно, но можно. Но тогда уже фильм был бы его, а не Высоцкого. Говорухин, сторонник жёстких мер, тут явно подыграл любимцу и его кривой, но народной правде.

Вот главное. Любшин – он и против народной воли мог идти. Такое только Божьим людям удаётся.

В «Красной площади» влюблённая Малявина сказала, что он похож на Алёшу Карамазова.

В «Если ты прав», осерчав, постоянно шёл на открытый стадион – к мощному свету с прожекторных мачт.

Как подоспела благородная седина – стал играть батюшек.

Даже родился и то в селе Владыкино.

Тэги: Актер
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Наш

    01.09.2023
  • Всё занято «людьми из обоймы»

    28.07.2023
  • Дон Кихот Валуйский

    26.07.2023
  • Праздник, который всегда…

    25.07.2023
  • Великолепие Папанова

    31.10.2022
  • Смерть на взлете

    52 голосов
  • Поэт и воин

    51 голосов
  • Раздарил себя

    35 голосов
  • Народный артист

    35 голосов
  • Ефремов должен сидеть!

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS