САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Ушли, но не попрощались

22.08.2019
Ушли, но не попрощались Технологический перерыв «Литературной газеты» скоро закончится.

Памяти друга

16.08.2019
Памяти друга 40 дней как нет с нами замечательного писателя, сотрудника «Литературной газеты» Сергея САТИНА.

«Осиянная Русь» ждет Вас

11.08.2019
«Осиянная Русь» ждет Вас Основные события полуфинала фестивального движения Русского Мира «Осиянная Русь» пройдут 25 августа 2019 года.

В нашем средневековье

23.08.2019
В нашем средневековье Сергей ГЛАВАЦКИЙ пишет и силлаботонику, и верлибры. И трудно сказать, что ему удается лучше.

«Ни перспектив, ни планов, абы как...»

18.08.2019
«Ни перспектив, ни планов, абы как...» Стихи Сергея АРУТЮНОВА сложны, жестковаты, поэтому могут напугать неподготовленного читателя. Но это – поэзия.

Чужая речь

13.08.2019
Чужая речь Елена ЛИТИНСКАЯ довольно часто пишет стихи об эмиграции. Но, конечно, не только о ней.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Облако в умах

21.08.2019
Облако в умах Об особенностях романа Семена ЛОПАТО «Облако» размышляет Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО.

Центр притяжения

19.08.2019
Центр притяжения Карачевская районная библиотека стала культурным центром города, считает Клавдия АСЕЕВА.

Плоть повествования

14.08.2019
Плоть повествования К 120-летию Андрея ПЛАТОНОВА. О безднах творчества великого писателя размышляет Александр БАЛТИН.
  1. Где вы будете отдыхать этим летом?

Порочная ностальгия

24.08.2019
Порочная ностальгия Ренессанс сталинизма – путь к погибели России, полагает главный редактор «Литературной газеты» Максим ЗАМШЕВ.

Еще раз о митингах в Москве

20.08.2019
Еще раз о митингах в Москве Нужна эволюция, а не Стенька Разин и товарищ Троцкий, полагает Русский ПЕН-Центр.

«Иркутское наводнение: дети»

17.08.2019
«Иркутское наводнение: дети» Об учреждении благотворительной программы объявил «Российский детский фонд».

Воронеж - Сообщения с тегом "театр"

ГРАНИ АВТОРСКОГО МИРА: премьера в духе постмодернизма

Когда искушённый зритель ступает в храм Мельпомены, он имеет сформированное представление о том, что ему, купившему билет и пришедшему в театр, предстоит увидеть на сцене. Но ведь это так полезно ожидать от спектакля иное – премьера однозначно вызовет много обсуждений и долго не будет терять своих позиций в репертуаре академического театра, если режиссёр посмотрит на неё по-своему, не так, как того ожидает зритель.

В последние годы в театральном искусстве приставка "пост" стала чрезвычайно актуальной и популярной. Режиссёры всё усерднее экспериментируют в явлениях, ещё несколько лет назад казавшихся чуждыми: постмодернизм, постколониализм, пострструктурализм – каждая новая работа становится попыткой по-своему рассмотреть искусство через призму современности, попытаться своим языком заговорить со зрителем. Постмодернизм в современности становится разделительной линией между прошлым и настоящим, он подчеркивает конец прежде существовавшего идейно-художественного монолита, вошедшего в историю искусства под термином "модернизм", отход от его мировоззрения и ценностей.
С точки зрения постмодернизма, больше не существует понятия реальности – она настолько прочно сливается с фикцией, что отделить их друг от друга становится просто невозможно. Именно отсюда появляется постоянная неуверенность, желание подвергнуть сомнению всякую данность, ощущение невозможности однозначных утверждений. Результатом таких постмодернистских нововведений становится многовариантность и сознательное стремление режиссёра дать повод к разнообразным трактовкам.
Эти признаки постмодернизма свойственны спектаклю, поставленному режиссёром Никитой Раком на сцене Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.
Материал, избранный режиссёром к постановке в Воронеже вызывает удивление: постановщик остановил своё внимание на пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне", классическом произведении, пользующемся популярностью на трёх континентах последние два века.
"Месяц в деревне" – пьеса о любовном четырёхугольнике, где каждый герой имеет свои отличительные особенности, разительно выделяющие его среди обывателей обычной деревушки середины XIX века. Автор ещё раз, по-своему, раскрывает всю широту русской души, иронично рассуждает между строк о женской любви и горькой доле, и так открыто показывает всю человеческую сущность выбранного им времени.
Этот известный литературный текст, ставший одним из известнейших трудов Тургенева, Рак подвергает постмодернистской ревизии, обнаруживая в нём невероятную близость русской пьесы эпохи реформ и современного мироощущения.
Именно поэтому на скромно оформленной сцене пространство делится на два плана: пока главные действия происходят на авансцене, контровой свет небрежно падает на  задний план, освещая параллельную историю, без которой можно было бы жить и смотреть спектакль, но её присутствие лишь добавляет красок увиденному в целом.
А в спектакле вообще очень много постмодернистского, выбивающего привычный Тургеневский текст из границ классического русского языка, полного метафор, аллегорий и архаизмов. Трудно, например, вообразить себе, чтобы такую богатую речь изрекали герои современности – но у режиссёра своё мнение на этот счёт. Пока старое поколение манерно расхаживает по сцене в платьях начала ХХ века, Наталья Петровна предстаёт перед зрителем то в стиле двадцатых годов, то оказывается облачённой в одежды более раннего времени. А вот мужской состав вообще похож более на дачников, покрывших свои головы кепками и бейсболками, купленными на распродажах, впрочем, как и джинсы с майками и современной обувью. Вера появляется то в коротких шортах и толстовке, то в школьном платье времён социализма, то в коротком обычном платье, кои носят девушки современности.
d8979b3e740bf369688afd71658a1b45.jpg
Быть может, таким странным подходом к одеянию героев режиссёр хотел ещё раз подчеркнуть связь времён и отсутствие серьёзных отличий между эпохой, описанной Тургеневым, и современностью – самый верный признак постмодернизма, смешение времени, как нельзя лучше акцентирует внимание на почерке постановщика, стремящимся по-своему, своим языком, своим видением мира, своим восприятием окружающей действительности передать зрителю глубинный текст автора, запечатлённый аж в позапрошлом веке.
Отсюда и попытка связать первый план со вторым, отсюда и постоянные задержки в "кадре" персонажей, которых вроде бы и нет больше по сценарию в круговороте событий, но без них просто невозможно передать всю эмоциональную составляющую постановки.
А усугубление образов лишь только вызывает интерес к подходу режиссёра: истеричная Наталья, как и все русские женщины запутавшаяся в своих чувствах и поклонниках, слишком старый Большинцов – ему не меньше шестидесяти лет отроду –, Коля, чудесно сыгранный актрисой театра Екатериной Марсальской. Каждый образ, подкорректированный режиссёром по своим стандартам, полностью разрывает связь с текстом Тургенева – это отдельный спектакль, в котором только конкретные действия и текст остаются принадлежащим автору, остальное же – видение режиссёра, своеобразное, но имеющее право на существование.
d9e235f9e316f3d9bd51d6990b1b848d.jpg
Рак в свойственной ему манере вкрапляет современную музыку, песни, которые вряд ли бы исполняли в те далёкие времена, даже его фирменный стиль, оставшийся в памяти у зрителей "Женитьбы" проскальзывает между делом, когда горничная небрежно задирает платье, под которым видны белые панталоны.
На сцене то и дело меняются декорации, которые артисты сами расставляют, постоянно появляются герои в новой одежде, ещё больше разрывающей текст и картинку, непрестанно проживаются в деревне дни – режиссёр создаёт собственный мир, где учитель больше походит на современного беззаботного юношу, совершенно не думающего о будущем, врач более походит на садовника, богатый помещик – на дачника, заскочившего на часок в отчий дом.
b1b806ec0373f1cf84a007374bd4985b.jpg
С первых минут спектакль, насыщенный режиссёрскими красками, удивляет своим наполнением, он ещё раз даёт понять зрителю, что это тот самый момент, когда надо не вспоминать сюжет, прочитанный ещё за школьной партой, а просто смотреть на новую подачу хорошо забытого материала.
В то время как зритель может предаваться размышлениям по поводу логичности постановки Рака, простота языка, выбранного режиссёром, делает спектакль доступным для широкого зрителя – и ведь это та самая многоуровневость, свойственная неэлитарному театральному постмодернистскому искусству. Может создаться ощущение, что спектакль Рака не имеет никакого смысла, каждая его деталь подвергается различным интерпретациям, в нём нет устойчивости и из него невозможно вычленить никакого поучительного итога, никакой единой концепции. А ведь создание её отсутствия есть цель всякого уважающего себя постмодерниста. Признав и этот взгляд на мир, можно признать и то, что спектакль может быть рассмотрен и с другой точки зрения – таких точек зрения вообще может быть столько же, сколько и зрителей, ведь продукт постмодернизма каждый понимает по-своему.

Фото: архив академического театра драмы им. А. Кольцова

СВЯТОЕ ОДИНОЧЕСТВО: "ОСОБЫЕ ЛЮДИ" В ОСОБЫЙ ДЕНЬ

2 апреля при поддержке фонда "Выход" в Воронеже был показан спектакль "Особые люди", совместный проект Творческого объединения мастерских Голомазова и Театра на Малой Бронной, созданный в партнёрстве с Центром лечебной педагогики.

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, день, известный многим россиянам благодаря благородной синей подсветке в знак солидарности включаемой на главных зданиях и сооружениях городов на весь день.
На миллионный Воронеж официально зарегистрировано 803 ребёнка с аутизмом, а ещё столица Черноземья создала невероятный по своей силе и значимости прецедент для всего российского права и медицины - именно здесь несколько месяцев назад ребёнок-аутист, переступив восемнадцатилетний рубеж, не получил вопреки сложившейся практике диагноз "шизофрения".
По этим и многим другим причинам знаменитый на всю Москву и театральное сообщество спектакль "Особые люди" было решено показать именно в Воронеже, городе, где, в отличие от той же самой Ульяновской области, есть фонды и организации, стремящиеся помочь особенным детям и их родителям.
Сделать возможным столь затратную идею реальностью получилось благодаря фонду поддержки содействия решению проблем аутизма в России "Выход", тесно сотрудничающему с региональными целевыми организациями и органами власти.
Автором идеи необычного спектакля стала актриса театра на Малой Бронной Екатерина Дубакина, собиравшая и переводившая собственноручно на русский язык истории со всего мира о детях-аутистах и их родителях.
Искавший давно возможности выйти за рамки театра коллектив, стремившийся к чему-то более человеческому, познакомился с Центром лечебной педагогики, позволившим поближе познакомиться с феноменом аутизма, после чего тут же родилась давно искомая идея: рассказать об этом большому количеству людей.
Сложить собранный материал в единое целое смог Александр Игнашов, а сценическую версию написал Артемий Николаев, а поставить особую историю решился художественный руководитель театра на Малой Бронной Сергей Голомазов.
Казалось бы, обычный сюжет, сосредоточивший в стенах стандартного российского фонда три семьи особенных детей и его сотрудников, каждый из которых по-своему переживает свалившиеся на его плечи испытания и старается найти в сложившейся, казалось бы, безвыходной ситуации, даже самое хрупкое, но такое важное счастье.

Сергей Апанасенко
На сцене - пять больших синих кубов и с два десятка маленьких, выложенных в слово "особые", белый шар и синий свет - даже самые мельчайшие детали в оттенках синевы, символа аутизма. Три ребёнка-аутиста, в которых зритель позже признает своих, таких же, особенных, деток. Три семьи, по-своему переживающих горе - и ведь опять, как всё точно: горькая статистика разводов в таких семьях зашкаливает, а что чувствует каждый из супругов? Боль, утрату, потерю поддержки, вечное безденежье и искреннюю веру в чудо - иначе никак.

В спектакле помимо молодёжи, учеников Голомазова, заняты и мэтры Бронной: Вера Бабичева и Владимир Яворский, воплотившие на сцене реалистичног о и рассудительного директора фонда, отправляющего особенных детей в Европу, и безутешного отца, до последнего пытавшегося смириться с мыслью о своём необычном ребёнке и старавшегося найти помощь и поддержку.
Именно сюжетная линия разговора спесистого и самоуверенного чиновника и желающего увидеть сына счастливым отца стала первой из тех, что заставили зрителя не просто сочувствовать переживающему отцу - настолько, казалось бы, гипертрофированная история на самом деле является отражением реалий, с которыми каждый день сталкивается хотя бы один родитель особого ребёнка. Конечно, куда как важнее фасады и дороги города и будущий электорат, нежели улыбка маленького мальчика, безнадёжно верящего вместе со своими родителями в счастье и светлое будущее.
Сергей Апанасенко
Первый и единственный спектакль, посвящённый родителям детей с особенностями развития, "Особые люди" - лауреат "Звезды Театрала"в номинации "Лучший социальный проект - 2016". За непродолжительность своего существования, он уже побывал в Латвии, Германии, Екатеринбурге, Челябинске, Снежинске и теперь Воронеже. Это непростая история, рассказанная простым языком, доводящем до мурашек, слёз и серьёзного размышления - а что, если мы станем одними из них?
Сергей Голомазов справедливо замечает, что пьеса, в первую очередь, не про детей-аутистов и не про родителей этих детей - пьеса про страну - аутистов, про каждого живущего в ней человека - аутиста. Он представляет пьесу социальным протестом против глухоты и равнодушия окружающих людей и государства, и как бы было хорошо, если бы региональная власть увидела этот самый протест на сцене, среди деревянных кубиков и синего света, среди говорящих персонажей и истории каждого непридуманного человека.

Фото: Сергей Апанасенко
Фото:

ТАКОЕ С КАЖДЫМ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ

Что рождается при мимолётной встрече между мужчиной и женщиной, каждый из которых до последнего остаётся загадкой для другого? Какие мысли приходят в их голову, когда они пытаются заговорить друг с другом? И как простое знакомство в баре может поделить всю жизнь на "до" и "после"? Ответы на эти вопросы с 8 марта можно найти в новом премьерном спектакле Воронежского драматического театра "Американские горки".

Пьеса, написанная специально для Алена Делона знаменитым комедийным драматургом Эриком Асу и сразу же ставшая популярной в Европе, вдохновила и художественного руководителя драматического театра Владимира Петрова.
В основе сюжета, казалось бы, самая простая история: женатый и вроде как успешный финансист знакомится в баре с молодой и очаровательной девушкой с провинциальным говором и романтическим взглядом на жизнь. Совсем скоро персонажи оказываются дома у обольстительного героя и... в самый неожиданный момент история начинает набирать действительно крутые обороты.
В этой пьесе всё как в жизни, крутые повороты, неожиданные сюрпризы судьбы, настоящие чувства и юмор, без которого существование было бы крайне невыносимым.
История, в которой всего два персонажа - успешный мужчина средних лет, любящий иногда сходить "налево", с довольно популярным для Парижа именем Пьер (народный артист России Сергей Карпов) и юная девушка, не имеющая за плечами ничего, наречённая Джульттой (Екатерина Марсальская) - погружает зрителя в лёгкую атмосферу обыденности. Казалось бы, что может быть для современного человека необычного в отношениях между женатым мужчиной и молодой девушкой? Но попытка соблазнить красавицу, сопровождающаяся смешными высказываниями, ставшими уже давно в Европе цитатами, и резкие виражи, которые совершает героиня, под соусом режиссёрского видения впечатляют однозначно.
В Воронежской версии преобладает минимализм: минимум декораций, минимум музыки, минимум реквизита и максимум человеческих страстей.
На сцене всегда два человека, почти всегда четыре кресла, журнальный столик, две вешалки и ширма - исчерпывающий набор для истории, которая претендует на звание одной из самых впечатляющих в репертуаре театра. Но режиссёр намеренно не отвлекает зрителя от главных героев, скромный реквизит лишь акцентирует внимание на персонажей, которым, в принципе, не особо важно, как выглядит квартира, из каких бокалов пить виски и в каком халате бродить по дому - ведь самое важное в этой истории человеческие чувства и переживания мужчины и женщины, замкнутых в пространство одной комнаты.
8635bcb10757d9ebbd618d9d8418dbfc.jpg
Но героям действительно тесно в этих границах, а зрителю никогда не бывает мало ни персонажей, ни событий: вполне обычные попытки Пьера соблазнить Джульетту, исполненные в стиле мужчины средних лет, у которого каждый шанс может стать последним, забавляют придирчивую публику, а его оправдания в адрес свободных отношений при семье только добавляют жару - актёр настолько ироничен и нелеп в такие минуты, что зал разрывается. Кажется, вся мужская половина зрителей сочувственно переживает за главного персонажа, когда как женщины пытаются найти общие черты с Джульеттой.
В этой постановке вообще много черт и качеств, которые можно найти в большинстве, словно режиссёр специально по крупицам собирал образы, внося в них своих коррективы, не чуждые нынешнему поколению.
Однако в некоторые моменты увлекательной истории так и предугадывается финал: всё же всего два персонажа, заявленные в программке и уж слишком запутанные взаимоотношения для того, чтобы на финишной прямой прийти к обычному исходу любой встречи противоположных полов.
df8814d56fc4426f0fd7eada149cd59d.jpg
Но Пьер и Джульетта постоянно подливают масла в огонь, запутывая не только себя, но и зрителя, порой не успевающего за сменой сюжетной линии - и даже если уже известен конец, так хочется понять, как будут развиваться события до него.
Увлекательный и на редкость лёгкий сюжет подчёркивают детали: органичная музыка, подобранная в контекст развивающихся событий, и минималистичные декорации со своими хитростями. Удивляет и вызывает определённое недопонимание изображение фотографий членов семьи на креслах, главных атрибутах спектакля - кубинская семья, счастливая и вполне себе довольная, то воссоединяется, когда три кресла оказываются рядом, то вовсе исчезает из поля зрения, когда история подходит к своей финишной прямой. Но умелая игра с этими самыми креслами позволяет и Пьеру, и Джультте акцентировать внимание зрителя на вопросе семьи, главной ценности в жизни. Работа с предметом здесь становится вторым полем общения с залом, невербальным, но крайне заметным, привлекающим к себе внимание и заставляющим сделать определённые выводы.
3f886440575d4230877849a363640eda.jpg

А выводы стоит сделать по всей постановке: вряд ли возможно, увидев "Американские горки", не поразмышлять над собственной жизнью, над ошибками, которые были сделаны, над будущим, таким хрупким и довольно сильно зависящим от нас, над собственным выбором, который не всегда является верным. "Американские горки" - прекрасная возможность на чужом примере понять, какова же цена непреодолимых желаний, а мощный актёрский состав - Сергей Карпов и Екатерина Марсальская - поможет зрителям не потеряться в потоке событий, происходящих с героями, словно на американских горках, пытающихся удержаться от собственных желаний на пути к простому человеческому счастью.

Фото: Валерий Драбов

ТЁТЯ ИЗ СТРАНЫ ГРЁЗ. Премьера в Театре оперы и балета

Когда в далёком 1973 году Оскар Фельцман написал музыкальную комедию по мотивам пьесы «Тётка Чарлея», мало, кто мог себе представить, что музыкальная история с несложными рифмами Роберта Рождественского со сцены Краснодарского театра оперетты разлетится по всей России и станет, пожалуй, одним из самых любимых произведений своей эпохи. Неудивительно, что в Воронеже премьеру встречали полным залом, восторженными овациями и долгими выкриками «браво».
Знаменитую оперетту «Здрасьте, я Ваша тётя» ставят часто, если посмотреть на карту регионов России, то, как минимум, в трети из них эта постановка шла, идёт или только планируется к выходу. Лёгкая, живая атмосфера спектакля располагает к себе зрителя – это один из тех редких случаев, когда все истины на поверхности, а вместо долгих рассуждений увлекает не процесс анализа, а просмотр того, что так ярко разыгрывается на сцене. Поставить это произведение стремятся многие по объективным причинам: испортить комедийную историю, основанную на любви к деньгам и задору, крайне сложно – каждый артист преподнесёт незамысловатую историю по-своему, опираясь на житейский опыт и собственные взгляды, да и режиссёр лишь направит в рамкам собственного видения будущего материала. Как итог, пьеса в любом городе становится популярной и занимает лидирующие позиции в действующем репертуаре театра.
История воронежской «Тёти» началась в самом начале 2017 года, в первую послепраздничную неделю, когда горожане ещё не отошли от веселья и длительных празднеств. Более того, Театр оперы и балета сделал новогодний подарок: премьера популярной музыкальной комедии состоялась 13 января, в Старый Новый год.
В ней снова всё в новых и весьма удачных традициях театра: приглашённый из Культурной столицы режиссёр Галина Тарасова, петербуржский художник-постановщик Борис Анушин и воронежский дирижёр-постановщик Станислав Вольский. Тарасова представила воронежскому зрителю свою сценическую редакцию произведения, отличающуюся от тех, что можно узреть в Москве, Петербурге, Пятигорске и даже Омске.
Удивительная и на редкость весёлая и одновременно безобидная история, в которой два студента-авантюриста попросили своего друга сыграть Тётушку-миллионершу по своему сюжету близка к перу Брэндона Томаса, автора оригинальной комедии, однако отдельные её эпизоды напоминают внимательному зрителю о режиссёрских взглядах и чисто женском понимании мужского текста.
И всё же.
В Театре оперы и балета каждый спектакль, будь то опера, балет или же оперетта начинается с приветствия оркестра, дирижёра и проникновенной музыки, каждой своей нотой погружающей зрителя в нужную атмосферу. Когда бархатный занавес открывает всю сцену, перед глазами тут же возникает огромный добротный дом, построенный в английском стиле, просторные комнаты и, как всегда, камердинер с чисто английским юмором – а ведь сценическое пространство оформлено крайне просто, скромно и невычурно: стены дома, при нужном свете становящиеся то внутренней стороной строения, то зоной ухоженного сада не бедствующих господ. Из мебели – стол, стулья да пару ваз со скромными цветочными композициями. Небогатое убранство сразу говорит о том, что хозяева на самом деле далеки от безбедной жизни, а история, тем самым, будет ещё интереснее.
Знакомство зрителя с героями происходит постепенно, по сценарию. Но во всём двухактном спектакле нет ни одной сцены, которая бы не сопровождалась смехом, порой даже заглушающим и без того громкую музыку.
22b2a4d0ebfe02176b4150b6019481d1.jpg
Каждый герой – набор отдельных качеств и чувств, делающих комедию ярче и увлекательнее. Это тот самый случай, когда роль второго плана становится не менее яркой, чем главная, когда многие шутливые реплики можно разбирать на цитаты – шутки позапрошлого века не теряют своей актуальности и даже приобретают новые краски.
Яркая и весьма вульгарная мужская версия Донны Люции – впрочем, какой ей быть, если перевоплощающийся в неё Бабс (Евгений Белов), самый настоящий весельчак и актёр, впервые играющий женскую роль. Именно этот персонаж становится интересным для зрителей, смеющихся над каждой глупостью нерадивой тётушки, привлекающей старых женихов по причине своего внушительного состояния. В комедии как нельзя лучше утрированы все «мужские» черты безутешной вдовы, поправляющей на виду у всех чулки, пьющей и чихающей как солдат и так иронично отшивающей своих ухажёров.
a5767c9fe6d874b2eb49b4f92bc8f7ee.jpg
Не менее привлекательны и сами кавалеры. Так, харизматичный полковник Френсис Чесней (Алексей Иванов) постоянно смешит зрителя своими незамысловатыми фразами, казалось бы, «хирзантемы» и «я зайду в ваш дом хозяйкой или вы в мой хозяином» не имеют за собой ничего, что может вызвать яркий всплеск эмоций, но в контексте весёлой истории – это тот самый случай, когда всё уместно и вовремя. А вот прокурор Спетлайг (Игорь Ходяков) раззадоривает зрителей своими постоянными поисками тётушки – это так смешно и одновременно так отталкивающе смотрится, когда мужчина бегает за миллионами, ради которых готов на всё, даже продать собственную воспитанницу.
4ab6f3621279bf1c70ec7263afb47c56.jpg
В противовес алчным женихам предстаёт образ камердинера Брассета (Николай Дячок), служащего в истории неким философом, бросающим вполне уместные и такие английские шутки, от которых зал ликует долго и порой своими аплодисментами прерывает диалоги актёров.
В новом авторском подходе к знаменитой пьесе своё видение старой излюбленной комедии. Вряд ли где-то ещё Энни и Китти будут говорить хором, а огромный цветок, с которым сватается полковник, будет напоминать мухобойку.
Композиция вроде и смотрится целостной, увлекающей зрителя своей лёгкостью и комедийностью, но всё же режут глаз современные белые стулья, элементы с блёстками на форме полковника и слишком искусственные цветы, подарок от девушек тётушке. Иногда и красивая музыка заглушает актёров – но всё это уходит на второй план, когда по окончании спектакля зритель стремится к актёрам с букетами и долго не отпускает их овациями.
6f1afad5e27c51f753548b9647731508.jpg
Порой напоминающая джазовое шоу постановка впечатляет каждого по-своему, давая возможность сделать для себя выводы о том, что важнее, любовь или деньги, она лучше многих легенд и правил учит ценить дружбу и близких людей – это так важно, чтобы увиденное оставляло что-то новое и сакральное в душе.


Фото: Александр Самородов

ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый "Руслан и Людмила" в Воронеже

Поставленный в 1992 году Андреем Петровым балет на музыку Михаила Глинки «Руслан и Людмила» долгие годы не сходит со сцены Кремлёвского дворца, оставаясь лучшим произведением своего времени. Однако сегодня знаменитый спектакль, в котором блистали многие столичные звёзды балета, можно увидеть и в Воронеже. В столице Черноземья прошёл премьерный показ балета «Руслан и Людмила» - постановка Андрея Петрова, народного артиста России.
С недавних пор Воронежский Театр оперы и балета радует своего зрителя необычными и очень качественными премьерами, среди которых и опера «Дон Жуан», собравшая уже немало призов, и новый проект «На оперу – в Воронеж», дающий шанс познакомиться с творчеством единственного в своём роде в Черноземье театра. Балет «Руслан и Людмила» стал премьерой долгожданной и значимой, обсуждать которую культурная общественность региона начала ещё задолго до первого показа.
Основой легендарного произведения является поэма первого поэта России Александра Пушкина и музыка первого композитора России Михаила Глинки – в принципе, известное для многих москвичей и любителей высокого искусства сочетание. Однако до воронежской премьеры спектакль можно было увидеть только на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.
Две постановки принадлежат руке одного мастера – народного артиста России, художественного руководителя и главного балетмейстера театра «Кремлёвский балет» Андрея Петрова. Общей между работами хореографа-постановщика остаётся и сценография – одно из лучших произведений художника Марины Соколовой, адаптированное под воронежскую сцену Валерием Кочиашвили, главным художником ТОБа.
Но на этом общее между двумя балетами заканчивается. Воронежская работа для человека, видевшего «Руслана и Людмилу» в Кремле, сразу же кажется другой, разумеется, сюжетная линия, композиция в целом и музыкальное оформление остаются неизменными, но вся уникальность получившегося в итоге балета видна с первой минуты, когда в зале становится тихо и ожидающий действа зритель почтенно встречает оркестр во главе с дирижёром Андреем Огиевским.
Занавес открывается под знакомые ноты. И вот перед зрителем предстают княжеские палаты, расписанные в краснокирпичных тонах, с огромными жар-птицами на стенах, смотрящими в пустоту своими огромными глазами. В этом почти что настоящем дворце появляются слуги, киевский князь, красавица-Людмила, её женихи и скоморохи – в эту самую минуту зритель ещё раз убеждается в реальности представленных образов, сотканных по крупицам, с особым вниманием. И дело не только в костюмах, с точностью подчёркивающих принадлежность героя к конкретным землям, но и в самой игре: балетные партии каждого солиста, будь то исполнитель главной роли или же просто один из слуг, продуманы до мелочей.
984fa447148566b4bca4a256d5a3f193.jpg
Женственная и такая хрупкая Людмила (Светлана Носкова) в розовом шифоновом платье парит по сцене как лёгкое пёрышко, улыбаясь своему возлюбленному и трагично смотря на своего похитителя, с которым так же, чисто по-девичьи, робко и отважно, вступает в баталии. В противовес ей образ хитрой и коварной Наины (Яна Черкашина), грациозно с чисто женской хитринкой колдующей над слабохарактерными женихами – отсюда и костюм её, темный и верно бросающийся в глаза. Не оставлена без внимания и чужеземная красавица хазарская княжна Горислава (Екатерина Любых), в своих партиях отменно изображающая светлые чувства к возлюбленному Ратмиру, ради которого готова пойти на край света.
700d36c480e99c3ebcbdf33687d6d5da.jpg
Интересным стал образ и Фарлафа (Дмитрий Трухачёв), неуклюжего и очень харизматичного рыцаря, так умело летающего по сцене с массивным животом – это один из тех примеров артистов балета, когда каждая роль проживается настолько сильно, что зритель готов рукоплескать каждому движению на сцене. Нелепые движения, постоянная улыбка и такие живые эмоции – рыцарь, одетый в чёрное, покоряет моментально.
Не менее ярким является образ Руслана (Иван Негробов), сыгранный воронежским солистом по-своему, но в рамках Пушкинской истории. Руслан предстаёт смелым и очень внимательным героем, способным отдать жизнь за свою возлюбленную. Он – эталон мужества своего времени, обличённый в рамки балета, идеальный герой, отлично совпадающий по эмоциям и ритму с Людмилой.
Качественно продуманы и образы второстепенных персонажей. Уродливые старухи, еле-еле перебирающиеся по сцене, грациозные волшебные девы и арабские красавицы, впечатляющие своей кротостью и изящностью любого, и волшебники, неуклюже, так по-старчески, двигаясь по пространству сказочного леса, и верные слуги Черномора, походящие, как и сам злой волшебник, на героев восточной сказки.
В декорациях Марине Соколовой удалось сочетать в себе исконно русские мотивы с чужеземными восточными орнаментами – контраст особо чувствуется в образах волшебников: Финн, облачённый в старорусские одежды летописцев, и Черномор, с явными арабскими штрихами.
025ea09835dd1591dcce417fe14069be.jpg

Волшебства декорациям и реальности происходящему в нескольких метрах от зрителя придают компьютерные эффекты: как это удивительно слышать гром и дождь, видеть падающие на землю капли и парящие облака, за которыми скрывается то гигантский Черномор, то красавица-Людмила.
Герои переживали свои истории, кружась и летая по сказочному миру, они разговаривали со зрителем языком танца – и здесь им помогала музыка, звучащая по-особому, живо и очень проникновенно. Транскрипция Агафонникова оживала трудами дирижёра-постановщика балета художественного руководителя Воронежского ТОБа Андрея Огиевского и оркестра театра. Толи намоленность места, пережившего за долгие годы немало историй, толи явная любовь к произведениям Глинки – музыка проникала в пространство зала и в зрителя моментально, она звучала настолько ярко и живо, что сразу же становилась частью разыгрываемого на сцене действа. Тот самый момент гармонии, когда приятно смотреть и не менее приятно слушать.
9271b8f787703c5c93c627c79ac50be6.jpg
Балет в двух действиях продолжается не многим более двух с половиной часов – эта версия пусть и походит на легендарную московскую, но длится меньше, однако впечатляет по-своему, уже на десятой минуте желание сравнить два труда одного мастера пропадает, главным становится диалог с балетом, принятие его без обращения к подобному.
Постановка Петрова впечатляет по замыслу и доказывает, что классику в России ставить могут. Устать от отдельных персонажей невозможно: на сцене постоянно что-то происходит, а отдельные партии организованны во времени по разнице в акцентах и сложности танца.
«Руслан и Людмила» - доказательство, что хороший балет может родиться и в провинции, пусть и не без помощи московских мастеров.


Фото: Александр Самородов

Полёт длиною в час. Премьера в "Новом театре"

Люди в этот день шли в Дом актёра с особым интересом, многие из них стояли в очередь за билетами, а потом подолгу высматривали в толпе непонятных лиц знакомые, в советском зале с красными стульями и стенами с отбитым во многих местах толстым слоем лака зритель усаживался долго, изредка натыкаясь на коробку, которая лежала не там и не тогда, словно её кто-то забыл специально. И вот, когда не осталось свободных мест, на сцене появилось долгожданное действо.
Воронеж – миллионный город, один из культурных центров России, носивший даже в 2015 году почётное звание культурной столицы СНГ. Здесь ещё несколько лет назад было всего пять государственных театров и дом актёра, затем один за другим пошли Театр одного, с громким успехом прошло боевое крещение творческого центра «Неформат», ставшего главным открытием 2013 года, далее последовал «Театр равных». Одним из последних открыл свои двери «Новый театр».
«Новый театр», согласно позиции организаторов проекта, - место, где рождается другое творчество. Коллектив синтезирует хореографию, авторскую музыку, пластику и драматическое действие, получая в итоге не то пластический спектакль, не то драму с уместными для её сюжетной линии хореографическими движениями.
О том, что в Воронеже подобных проектов не было, знают многие, известно многим также и то, насколько сложно каждому новому коллективу привлекать к себе внимание зрителя, пусть и миллионного города.
Однако у молодого коллектива к третьей своей премьере это получилось на «ура»: два спектакля с интервалом в час прошли при полном аншлаге – и это при минимальной рекламной компании. Выходит, за новостями театра следят и его премьеры привлекают внимание как знакомых с творчеством «Новых», так и тех, кто только узнал об их существовании и имел возможность познакомиться лично.
В субботу показывали «Как дети». Громкое название, уже подсознательно выстраивающее будущую сюжетную линию и представление о спектакле в голове. Всё было бы так, если бы не новость в группе театра двумя месяцами ранее: коллектив долго и упорно собирал у жителей Воронежа истории об их детстве – лучшая попытка не просто поставить неповторимый спектакль, но и привлечь к себе внимание аудитории, познакомиться с ней поближе и открыть завесу собственной тайны.
Итак, дом актёра. Большая сцена. Просьба отключить телефоны. Музыка. В полностью освещённом зале никто и не ожидал, что актёры в элегантном чёрном будут выходить с простыми картонными коробками на сцену и здороваться друг с другом – идеальный пример офиса в мегаполисе, где все вроде бы и видят друг друга, да как-то не особо знают что-то о своём старом «друге». В сумбурном повторении приветствия, передаче телеграмм и писем и полнейшем балагане, лишённом смысла и выразительности, гаснет свет.
Несколько минут со сцены выразительно, сначала очень торжественно, а потом истерично звучат четыре слова: «снег», «дефицит» и «туалетная бумага». Актёры постепенно надевают на себя маски зайцев и разуваются. И вот, когда уже находишься на грани срыва от постоянного повторения одних и тех же слов, понимать которые перестаёшь уже на второй минуте, начинается то самое действие, ради которого здесь собрались все.
Каждый актёр на протяжении спектакля рассказывает свою историю из детства: кто-то люто ненавидит ёлки и деда мороза, кто-то отчаянно мечтал стать актрисой, кто-то скучает по безвозвратно ушедшему отцу, кто-то вспоминает лучшие десять лет жизни, а кто-то так неистово делится своим счастьем, сотканным вопреки невозможности слышать – все истории словно из первых уст, они смешат, высмеивают жизнь, заставляют плакать, сопереживать рассказчику, а потом резко погружают в безнадёжность, откуда целенаправленно выводят к счастью. И всё это сопровождается неповторимыми пластическими вставками: героиня парит над сценой с крыльями словно ангел, все разом повторяют в своём стиле знаменитую лунную походку, плавают по волнам и зажигают под современную музыку.
3a715ecb828530181119ffd0911cf811.jpg
Когда история героя начинает казаться глупой, лишённой смысла в таком большом возрасте, своей иронией и насмешкой, выражаемой как в эмоциях, так и в танце, актёры это умело подчёркивают, напоминая, что дети видят мир иначе, он им кажется больше, светлее, а сами они – творцы своей жизни, способные сотворить любое чудо, воплотить в жизнь любое желание, даже выйти замуж за Майкла Джексона.
Реквизитом, декорациями, а порой и костюмами в спектакле служат картонные коробки разных размеров и бумага в цвет им. Подумать только: гигантская камера, поезд, приведение, нежно и заботливо обнимающее свою дочь, крылья – всё это сделано из коробок и бумаги, которыми сцена порой завалена до краёв. «Как дети» - это тот самый случай, когда правило трёх цветов работает на результат: чёрные костюмы, чёрный кабинет, белые рубашки, белая кожа, когда свет выставлен чётко на героя, жёлтые коробки и бумага, жёлтое покрытие сцены – этот спектакль и это пространство были давно продуманы друг для друга.
Непонятными в сложных построениях оставались порой отдельные монологи, среди которых первый, про снег, дефицит и туалетную бумагу, вырванный словно из советского союза времён перестройки, сложно иногда было понять и функционал появлявшихся на сцене коробок, из которых выбрасывали бумагу, а потом тщательно засовывали её обратно.
Весь спектакль – прекрасная попытка напомнить взрослым, что они тоже когда-то были детьми, мечтавшими о светлом будущем и нуждавшимися в любви и заботе собственных родителей. Но как всегда: дети не получают от родителей, чего так ждут, а родители уверены, что лучше знают, что надо детям.
Спектакль «Как дети» пролетает за час. Сделанный почти что на полном энтузиазме, он впечатляет, порой забавляет, а порой становится сложно смотреть от слёз, предательски выступающих на глазах – когда такая череда эмоций проходит за шестьдесят минут, действительно есть, о чём задуматься.
Фото предоставлено "Новым театром"
>



Новости
24.08.2019

По книге Глуховского снимут кино

Как сообщает сам писатель, фильм «Метро 2033» выйдет в прокат 1 января 2022 года.
24.08.2019

Пиши и издавай

Премия «Русские рифмы», «Русское слово» предоставляет уникальную возможность начинающим прозаикам, поэтам и драматургам.
23.08.2019

Илья Тюрин в гостях у Лермонтова

Встреча памяти поэта, погибшего 20 лет назад, пройдет в московской библиотеке им. М.Ю.Лермонтова.
23.08.2019

«Ночь кино» в РГБ

Российская государственная библиотека совместно с Государственным музеем В.В.Маяковского представит увлекательную программу.
23.08.2019

Ушел Тихомир Йорданов

Покойный болгарский поэт активно переводил современных русских авторов.

Все новости

Книга недели
Кабаре Серебряного века

Кабаре Серебряного века

Впервые под одной обложкой одноактные пародийные пьесы русского кабаре.
Колумнисты ЛГ
 Анатолий Белкин

Сладкоречивый епископ

Наш сегодняшний гость – яркий представитель позднего французского классицизма ...

Крашенинникова Вероника

Без геев или без мозгов?

Российская пропаганда разделила страну и мир на два лагеря – на «либералов» и «к...

Макаров Анатолий

Мудрость духанщиков

Способность русской культуры взаимодействовать с другими культурами, не подавляя...

Крашенинникова Вероника

Надежда идёт из Бонна

Завершающим аккордом политического сезона на европейском направлении стал россий...

Воеводина Татьяна

Хватит жрать!

«Похудеть к пляжному сезону!», «Похудеть навсегда!» – соблазняют объявления в Се...