САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Нас поздравил Дмитрий Медведев!

15.01.2020
Нас поздравил Дмитрий Медведев! Дмитрий Анатольевич Медведев поздравил «Литературную газету» со 190-летним юбилеем.

Грибоедов на реке Зуше

12.01.2020
Грибоедов на реке Зуше К 225-летию со дня рождения великого русского поэта, драматурга и государственного деятеля.
Краеведческие изыскания Григория ЛАЗАРЕВА.

С Новым Годом и с Рождеством!

07.01.2020
С Новым Годом и с Рождеством! «Литературка» остается с Вами и в праздничные дни, дорогие читатели.

Из давности давней

18.01.2020
Из давности давней Стихи Василия СИТНИКОВА можно отнести к «тихой лирике», но главное их достоинство в том, что они настоящие.

Скрипка

11.01.2020
Скрипка Рассказ Алены ДАЛЬ – о детстве, но при этом он совсем не детский.

Развалка

05.01.2020
Развалка Проза Ефима ГАММЕРА давно уже не оставляет равнодушными редакторов литературных изданий.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

«Подземный бастион»

14.01.2020
«Подземный бастион» Подведены итоги юбилейного Всероссийского поэтического интернет-конкурса «Пегасьи бои».
Отчет Вячеслава ДЕМЧЕНКО.

Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению»

10.01.2020
Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению» Владимир СПЕКТОР разбирает роман Виктора ШЕНДРИКА «Девяносто первый, или Путь в бронзу».

Приглашение в Эдем

08.01.2020
Приглашение в Эдем Владислав КИТИК подробно рассказывает о поэтическом сборнике «Мне выпал сад», автором которого является Людмила ШАРГА.
  1. Какой Ваш любимый праздник?

Мишустин похож на слона

19.01.2020
Мишустин похож на слона Так считает Эдуард ЛИМОНОВ, видевший нового премьера в профиль.

Что американцу хорошо, то русскому – смерть!

13.01.2020
Что американцу хорошо, то русскому – смерть! Поэт и профессор Литинститута Олеся НИКОЛАЕВА против депутатов Госдумы, лоббирующих закон «О профилактике семейного насилия».

Дорога в пропасть

09.01.2020
Дорога в пропасть В России за минувший год «грохнулось» почти 100 мостов, утверждает Андрей КАРАУЛОВ.

Воронеж - Сообщения с тегом "культура"

ГРАНИ АВТОРСКОГО МИРА: премьера в духе постмодернизма

Когда искушённый зритель ступает в храм Мельпомены, он имеет сформированное представление о том, что ему, купившему билет и пришедшему в театр, предстоит увидеть на сцене. Но ведь это так полезно ожидать от спектакля иное – премьера однозначно вызовет много обсуждений и долго не будет терять своих позиций в репертуаре академического театра, если режиссёр посмотрит на неё по-своему, не так, как того ожидает зритель.

В последние годы в театральном искусстве приставка "пост" стала чрезвычайно актуальной и популярной. Режиссёры всё усерднее экспериментируют в явлениях, ещё несколько лет назад казавшихся чуждыми: постмодернизм, постколониализм, пострструктурализм – каждая новая работа становится попыткой по-своему рассмотреть искусство через призму современности, попытаться своим языком заговорить со зрителем. Постмодернизм в современности становится разделительной линией между прошлым и настоящим, он подчеркивает конец прежде существовавшего идейно-художественного монолита, вошедшего в историю искусства под термином "модернизм", отход от его мировоззрения и ценностей.
С точки зрения постмодернизма, больше не существует понятия реальности – она настолько прочно сливается с фикцией, что отделить их друг от друга становится просто невозможно. Именно отсюда появляется постоянная неуверенность, желание подвергнуть сомнению всякую данность, ощущение невозможности однозначных утверждений. Результатом таких постмодернистских нововведений становится многовариантность и сознательное стремление режиссёра дать повод к разнообразным трактовкам.
Эти признаки постмодернизма свойственны спектаклю, поставленному режиссёром Никитой Раком на сцене Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.
Материал, избранный режиссёром к постановке в Воронеже вызывает удивление: постановщик остановил своё внимание на пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне", классическом произведении, пользующемся популярностью на трёх континентах последние два века.
"Месяц в деревне" – пьеса о любовном четырёхугольнике, где каждый герой имеет свои отличительные особенности, разительно выделяющие его среди обывателей обычной деревушки середины XIX века. Автор ещё раз, по-своему, раскрывает всю широту русской души, иронично рассуждает между строк о женской любви и горькой доле, и так открыто показывает всю человеческую сущность выбранного им времени.
Этот известный литературный текст, ставший одним из известнейших трудов Тургенева, Рак подвергает постмодернистской ревизии, обнаруживая в нём невероятную близость русской пьесы эпохи реформ и современного мироощущения.
Именно поэтому на скромно оформленной сцене пространство делится на два плана: пока главные действия происходят на авансцене, контровой свет небрежно падает на  задний план, освещая параллельную историю, без которой можно было бы жить и смотреть спектакль, но её присутствие лишь добавляет красок увиденному в целом.
А в спектакле вообще очень много постмодернистского, выбивающего привычный Тургеневский текст из границ классического русского языка, полного метафор, аллегорий и архаизмов. Трудно, например, вообразить себе, чтобы такую богатую речь изрекали герои современности – но у режиссёра своё мнение на этот счёт. Пока старое поколение манерно расхаживает по сцене в платьях начала ХХ века, Наталья Петровна предстаёт перед зрителем то в стиле двадцатых годов, то оказывается облачённой в одежды более раннего времени. А вот мужской состав вообще похож более на дачников, покрывших свои головы кепками и бейсболками, купленными на распродажах, впрочем, как и джинсы с майками и современной обувью. Вера появляется то в коротких шортах и толстовке, то в школьном платье времён социализма, то в коротком обычном платье, кои носят девушки современности.
d8979b3e740bf369688afd71658a1b45.jpg
Быть может, таким странным подходом к одеянию героев режиссёр хотел ещё раз подчеркнуть связь времён и отсутствие серьёзных отличий между эпохой, описанной Тургеневым, и современностью – самый верный признак постмодернизма, смешение времени, как нельзя лучше акцентирует внимание на почерке постановщика, стремящимся по-своему, своим языком, своим видением мира, своим восприятием окружающей действительности передать зрителю глубинный текст автора, запечатлённый аж в позапрошлом веке.
Отсюда и попытка связать первый план со вторым, отсюда и постоянные задержки в "кадре" персонажей, которых вроде бы и нет больше по сценарию в круговороте событий, но без них просто невозможно передать всю эмоциональную составляющую постановки.
А усугубление образов лишь только вызывает интерес к подходу режиссёра: истеричная Наталья, как и все русские женщины запутавшаяся в своих чувствах и поклонниках, слишком старый Большинцов – ему не меньше шестидесяти лет отроду –, Коля, чудесно сыгранный актрисой театра Екатериной Марсальской. Каждый образ, подкорректированный режиссёром по своим стандартам, полностью разрывает связь с текстом Тургенева – это отдельный спектакль, в котором только конкретные действия и текст остаются принадлежащим автору, остальное же – видение режиссёра, своеобразное, но имеющее право на существование.
d9e235f9e316f3d9bd51d6990b1b848d.jpg
Рак в свойственной ему манере вкрапляет современную музыку, песни, которые вряд ли бы исполняли в те далёкие времена, даже его фирменный стиль, оставшийся в памяти у зрителей "Женитьбы" проскальзывает между делом, когда горничная небрежно задирает платье, под которым видны белые панталоны.
На сцене то и дело меняются декорации, которые артисты сами расставляют, постоянно появляются герои в новой одежде, ещё больше разрывающей текст и картинку, непрестанно проживаются в деревне дни – режиссёр создаёт собственный мир, где учитель больше походит на современного беззаботного юношу, совершенно не думающего о будущем, врач более походит на садовника, богатый помещик – на дачника, заскочившего на часок в отчий дом.
b1b806ec0373f1cf84a007374bd4985b.jpg
С первых минут спектакль, насыщенный режиссёрскими красками, удивляет своим наполнением, он ещё раз даёт понять зрителю, что это тот самый момент, когда надо не вспоминать сюжет, прочитанный ещё за школьной партой, а просто смотреть на новую подачу хорошо забытого материала.
В то время как зритель может предаваться размышлениям по поводу логичности постановки Рака, простота языка, выбранного режиссёром, делает спектакль доступным для широкого зрителя – и ведь это та самая многоуровневость, свойственная неэлитарному театральному постмодернистскому искусству. Может создаться ощущение, что спектакль Рака не имеет никакого смысла, каждая его деталь подвергается различным интерпретациям, в нём нет устойчивости и из него невозможно вычленить никакого поучительного итога, никакой единой концепции. А ведь создание её отсутствия есть цель всякого уважающего себя постмодерниста. Признав и этот взгляд на мир, можно признать и то, что спектакль может быть рассмотрен и с другой точки зрения – таких точек зрения вообще может быть столько же, сколько и зрителей, ведь продукт постмодернизма каждый понимает по-своему.

Фото: архив академического театра драмы им. А. Кольцова

ЖАРКАЯ ФЕСТИВАЛЬНАЯ ВЕСНА

Уставший, но не потерявший веры человек, идёт вопреки воющему ветру, сбивающему его с ног, и рыхлому снегу, вперёд. Он тянет руки к свету и жизни, открывающейся ему там, за огромной пропастью, из которой, кажется, не вылезти, и всё же преодолевает самое сложное препятствие своей жизни.

Анимационный фильм "Преодоление" россиянина Александра Мальгина лучшее олицетворение международного кинофестиваля "Новый горизонт": каждый новый шаг кажется сложным и недосягаемым, но как только нога становится на новую почву, он тут же кажется самым простым, ещё одним кирпичиком в огромной стене опыта, создаваемой на протяжении десяти лет из мелочей.
В далёком 2007 году в Воронежском государственном строительном университете группа активных студентов решила снять фильм. История умалчивает о его жанре и, тем более, сюжете, но в итоге долгожданный кинопроект представлен на суд зрителей не был, зато в этом же году появился кинофестиваль с интересным названием "Новый горизонт" и не менее интересным символом, "кинолазом" и чёрно-белой звездой, плавно опускающейся за горизонт.
Тогда работ было мало, но инициативная группа была уверена, что через несколько лет фестиваль станет одним из главных культурных молодёжных событий Черноземья, а работы на него будут присылать не только с ближнего зарубежья, но и из США, Бразилии и даже Лаоса.
На первый кинофестиваль, организованный для талантливых ребят Воронежа и Воронежской области, пришло около 50 работ. В 2017 году количество присланных короткометражных картин на две с половиной тысячи больше результата десятилетней давности. Участниками "Нового горизонта" стали представители 121 страны - значительный показатель в истории фестиваля, достичь которого вряд ли может даже десятая часть всех аналогичных мероприятий.
За десять лет, кажется, поменялось всё: и формат, и статус кинофестиваля, и даже площадка: пока в стенах старейшего кинотеатра города проходят мастер-классы и конкурсные показы, открытие главного кинопроекта региона происходит в стенах нового Дома молодёжи.
За семь фестивальных дней зрителям было показано 63 короткометражных фильма, разных по жанру, по драматургии, по сюжету. Каждая работа, вошедшая в финальный показ, прошла строгий отбор, в итоге, больше половины работ конкурсного списка составили зарубежные киноленты.
f0656facff9a487ddbd57e1bd2222fbc.jpg
Стать зрителем "Нового горизонта" может любой желающий, главное только выбрать для себя день и прийти в кинотеатр "Спартак", где и проходят все показы. Примечательно, что молодёжный кинофестиваль привлекает к себе внимание не только молодой воронежской публики и сверстников из других регионов, зачастую пребывающих в город ради участия в программе фестиваля - уже давно зрителями "Нового горизонта" и участниками многочисленных мастер-классов становятся люди взрослые, не потерявшие интереса к киноискусству.
Одной из составляющих насыщенной программы кинофестиваля уже на протяжении многих лет являются мастер-классы. Простым языком, на равных, с уважением к слушателям и с любовью к своему делу известные мастера киноиндустрии делятся своим опытом и пытаются помочь молодому поколению, имеющему идеи, сценарии и стремящемуся к самореализации. Такие мастер-классы больше походят на собеседование, диалог публики с продюсером, режиссёром, артистом или же сценаристом. В итоге, уже после официального окончания двухчасового мероприятия самая заинтересованная публика ещё долго обсуждает что-то важное с мастерами, да и те не скрывают, что именно молодые, причём никому неизвестные люди, могут предложить действительно стоящую идею, поиски которой не прекращаются никогда.
be63107eba9277b4af369e1e34a93aba.jpg
На фестивале вообще всё сделано для талантливой молодёжи. Параллельно с открытой для любого желающего программой фестиваль проводит питчинг, новое для города мероприятие, организованное впервые. Из 51 заявки из 15 регионов России в финал вошли десять лучших работ, призёры, чьи проекты были признаны жюри лучшими, получили продюсерскую поддержку, оборудование и финансовые средства, необходимые для окончательной реализации задуманной идеи.
"Новый горизонт" уже на протяжении многих лет является взлётной полосой для талантливых молодых людей. Открытое пространство, позволяющее говорить с признанными мастерами, советоваться с успешными продюсерами и режиссёрами, а главное, делиться опытом друг с другом - фестиваль, созданный молодёжью, создан для молодёжи, неравнодушной, стремящейся к постижению высот и творческой самореализации. На протяжении десяти лет фестиваль учит новых и не очень мастеров киноиндустрии понимать мир кино, постепенно становясь его частью.
В яркой фестивальной программе каждый зритель судья: заходя в зал тут же получаешь в руки бюллетень для голосования и карандаш. Оценить работу, чтобы лучшая по мнению зрителей получила приз симпатий. Наград вообще у фестиваля много, победителями становятся как знаменитые, сыскавшие любовь миллионов, лица (лучшая женская роль досталась Светлане Ходченковой), так и новые имена, в руках которых будущее киноиндустрии.
Лучшим фильмом стала десятиминутная лента "Фотография" немецкого режиссёра Софи Линненбаум, представившая жизнь бесконечной последовательностью фото-воспоминаний. Есть среди победителей и россияне, так лучшей афишей к фильму стала работа Алексея Медведева "Заложница", а необычную номинацию "От совета ректоров вузов Воронежской области" получил петербуржец Илья Антоненко и его работа "Шоколадный ветер", ещё раз подчёркивающая необходимость воплощения своих мечтаний.
16d0d944e185b180830376196526f581.jpg
Среди победителей и Италия, и Россия, и Словакия - география номинантов и лауреатов широка. Фестиваль набирает обороты и идёт только вперёд. "Новый горизонт" - один из немногих кинофестивалей, деятельность которого не прекращается практически никогда: каждый месяц проводятся различные досуговые мероприятия для жителей региона, связанные с кинематографом.
Уже определённо точно, что "Новый горизонт" будет развиваться и помогать участникам идти вперёд, открывать свой горизонт, помогая найти своего зрителя и получить новые знания, цена которых в современной киноиндустрии весьма велика.
Жаркая неделя подогревалась в этом году не менее жаркой погодой: пока в Санкт-Петербурге была зима, в Москве царствовала весна, Воронеж попал под власть лета. А что может быть лучше для талантливого молодого человека, чем палящее солнце, запах цветущих садов и хорошее кино вечером?

Фото:
Ника Карчевская
Антонина Циорба
Полина Зыбина



Новости
19.01.2020

Журналисты – не писатели?

Роспечать назвала лучшую книгу за 2019 год, написанную журналистом.
18.01.2020

Пятый «Русский Гофман»

Скоро начнется прием работ на международный литературный конкурс.
17.01.2020

Гайдар принадлежит всем

Суд признал творчество Аркадия Гайдара общественным достоянием, свободным для копирования.
17.01.2020

Волжская «Сестра таланта»

В Самаре проводится Межрегиональный конкурс короткого рассказа для авторов от 12 до 30 лет.
16.01.2020

Ведущие литпремии ждут соискателей

«Большая книга», «Книгуру» и «Лицей» начинают прием произведений.

Все новости

Книга недели
Признание в любви

Признание в любви

Новая книга народного поэта Якутии Натальи Харлампьевой о глубинных корнях духовного родства народов России.
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Три вызова

2019 год избавил наше общество от многих иллюзий. Мы подошли к черте, за которой...

Сазанович Елена

Избранный

Есенин был создан исключительно для поэзии! Не для прозы жизни! Застёгнутой на в...

Воеводина Татьяна

Ёлки-палки

В Кемерове потратили на новогоднюю ёлку 18 млн бюджетных денег

Сазанович Елена

Великий магнат

21 декабря 1940 года умер Френсис Скотт Фицдже­ральд. Классик американской литер...

Купреянов Иван

Большой куш

Поэтических премий в России пруд пруди. Только вот есть небольшая проблема: кро­...