САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Российскому триколору – 350 лет!

19.07.2019
Российскому триколору – 350 лет! В редакции «Литературной газеты» состоялся круглый стол, посвященный этому событию.

Последний идеалист Украины

13.07.2019
Последний идеалист Украины 13 июля замечательному писателю и журналисту Олесю БУЗИНЕ исполнилось бы 50 лет.

Не ходите, дети, в Грузию гулять…

08.07.2019
Не ходите, дети, в Грузию гулять… С 8 июля заработал Указ В.В.ПУТИНА о временном запрете на пассажирское авиасообщение с Грузией.

«Нельзя повторяться в надеждах…»

22.07.2019
«Нельзя повторяться в надеждах…» Владислав КИТИК сменил немало профессий. Но главное в его жизни – поэзия.

«Сибирский тракт». Часть третья

14.07.2019
«Сибирский тракт». Часть третья «Литературная газета» продолжает знакомить читателей с поэтическим товариществом «СТ».

«Я не помнил правильных ответов…»

05.07.2019
«Я не помнил правильных ответов…» Михаил ЛЯШЕНКО не только поэт, но еще и художник. И это явственно ощущается в его стихах.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Александр Сладковский: «Музыка Чайковского вошла в меня с колыбели...»

23.07.2019
Александр Сладковский: «Музыка Чайковского вошла в меня с колыбели...» Худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан рассказывает о самом важном.

Феномен меломана

21.07.2019
Феномен меломана Оксана СУДЬИНА об особенностях книги Ильи БОЯШОВА «Портулан».

Четыре смерти на почве любви

16.07.2019
Четыре смерти на почве любви Татарский государственный академический театр оперы и балета обрадовал публику премьерой новой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста».
  1. Где вы будете отдыхать этим летом?

Террористический шантаж

20.07.2019
Террористический шантаж Ольга ТУХАНИНА размышляет о том, стоит ли нам менять бедолагу Вышинского на террориста Сенцова.

Почем шаурма в Грузии?

15.07.2019
Почем шаурма в Грузии? Путешествие в данную республику – это не отдых, а опасное, некомфортное и недешевое приключение, полагает журналист Дмитрий ЗЫКОВ.

Горячий Гонконг

09.07.2019
Горячий Гонконг Американцы и британцы совсем не против «майдана» на китайской земле, считает Светлана СЕЛИВАНОВА.

Воронеж - Сообщения с тегом "культура"

ГРАНИ АВТОРСКОГО МИРА: премьера в духе постмодернизма

Когда искушённый зритель ступает в храм Мельпомены, он имеет сформированное представление о том, что ему, купившему билет и пришедшему в театр, предстоит увидеть на сцене. Но ведь это так полезно ожидать от спектакля иное – премьера однозначно вызовет много обсуждений и долго не будет терять своих позиций в репертуаре академического театра, если режиссёр посмотрит на неё по-своему, не так, как того ожидает зритель.

В последние годы в театральном искусстве приставка "пост" стала чрезвычайно актуальной и популярной. Режиссёры всё усерднее экспериментируют в явлениях, ещё несколько лет назад казавшихся чуждыми: постмодернизм, постколониализм, пострструктурализм – каждая новая работа становится попыткой по-своему рассмотреть искусство через призму современности, попытаться своим языком заговорить со зрителем. Постмодернизм в современности становится разделительной линией между прошлым и настоящим, он подчеркивает конец прежде существовавшего идейно-художественного монолита, вошедшего в историю искусства под термином "модернизм", отход от его мировоззрения и ценностей.
С точки зрения постмодернизма, больше не существует понятия реальности – она настолько прочно сливается с фикцией, что отделить их друг от друга становится просто невозможно. Именно отсюда появляется постоянная неуверенность, желание подвергнуть сомнению всякую данность, ощущение невозможности однозначных утверждений. Результатом таких постмодернистских нововведений становится многовариантность и сознательное стремление режиссёра дать повод к разнообразным трактовкам.
Эти признаки постмодернизма свойственны спектаклю, поставленному режиссёром Никитой Раком на сцене Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.
Материал, избранный режиссёром к постановке в Воронеже вызывает удивление: постановщик остановил своё внимание на пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне", классическом произведении, пользующемся популярностью на трёх континентах последние два века.
"Месяц в деревне" – пьеса о любовном четырёхугольнике, где каждый герой имеет свои отличительные особенности, разительно выделяющие его среди обывателей обычной деревушки середины XIX века. Автор ещё раз, по-своему, раскрывает всю широту русской души, иронично рассуждает между строк о женской любви и горькой доле, и так открыто показывает всю человеческую сущность выбранного им времени.
Этот известный литературный текст, ставший одним из известнейших трудов Тургенева, Рак подвергает постмодернистской ревизии, обнаруживая в нём невероятную близость русской пьесы эпохи реформ и современного мироощущения.
Именно поэтому на скромно оформленной сцене пространство делится на два плана: пока главные действия происходят на авансцене, контровой свет небрежно падает на  задний план, освещая параллельную историю, без которой можно было бы жить и смотреть спектакль, но её присутствие лишь добавляет красок увиденному в целом.
А в спектакле вообще очень много постмодернистского, выбивающего привычный Тургеневский текст из границ классического русского языка, полного метафор, аллегорий и архаизмов. Трудно, например, вообразить себе, чтобы такую богатую речь изрекали герои современности – но у режиссёра своё мнение на этот счёт. Пока старое поколение манерно расхаживает по сцене в платьях начала ХХ века, Наталья Петровна предстаёт перед зрителем то в стиле двадцатых годов, то оказывается облачённой в одежды более раннего времени. А вот мужской состав вообще похож более на дачников, покрывших свои головы кепками и бейсболками, купленными на распродажах, впрочем, как и джинсы с майками и современной обувью. Вера появляется то в коротких шортах и толстовке, то в школьном платье времён социализма, то в коротком обычном платье, кои носят девушки современности.
d8979b3e740bf369688afd71658a1b45.jpg
Быть может, таким странным подходом к одеянию героев режиссёр хотел ещё раз подчеркнуть связь времён и отсутствие серьёзных отличий между эпохой, описанной Тургеневым, и современностью – самый верный признак постмодернизма, смешение времени, как нельзя лучше акцентирует внимание на почерке постановщика, стремящимся по-своему, своим языком, своим видением мира, своим восприятием окружающей действительности передать зрителю глубинный текст автора, запечатлённый аж в позапрошлом веке.
Отсюда и попытка связать первый план со вторым, отсюда и постоянные задержки в "кадре" персонажей, которых вроде бы и нет больше по сценарию в круговороте событий, но без них просто невозможно передать всю эмоциональную составляющую постановки.
А усугубление образов лишь только вызывает интерес к подходу режиссёра: истеричная Наталья, как и все русские женщины запутавшаяся в своих чувствах и поклонниках, слишком старый Большинцов – ему не меньше шестидесяти лет отроду –, Коля, чудесно сыгранный актрисой театра Екатериной Марсальской. Каждый образ, подкорректированный режиссёром по своим стандартам, полностью разрывает связь с текстом Тургенева – это отдельный спектакль, в котором только конкретные действия и текст остаются принадлежащим автору, остальное же – видение режиссёра, своеобразное, но имеющее право на существование.
d9e235f9e316f3d9bd51d6990b1b848d.jpg
Рак в свойственной ему манере вкрапляет современную музыку, песни, которые вряд ли бы исполняли в те далёкие времена, даже его фирменный стиль, оставшийся в памяти у зрителей "Женитьбы" проскальзывает между делом, когда горничная небрежно задирает платье, под которым видны белые панталоны.
На сцене то и дело меняются декорации, которые артисты сами расставляют, постоянно появляются герои в новой одежде, ещё больше разрывающей текст и картинку, непрестанно проживаются в деревне дни – режиссёр создаёт собственный мир, где учитель больше походит на современного беззаботного юношу, совершенно не думающего о будущем, врач более походит на садовника, богатый помещик – на дачника, заскочившего на часок в отчий дом.
b1b806ec0373f1cf84a007374bd4985b.jpg
С первых минут спектакль, насыщенный режиссёрскими красками, удивляет своим наполнением, он ещё раз даёт понять зрителю, что это тот самый момент, когда надо не вспоминать сюжет, прочитанный ещё за школьной партой, а просто смотреть на новую подачу хорошо забытого материала.
В то время как зритель может предаваться размышлениям по поводу логичности постановки Рака, простота языка, выбранного режиссёром, делает спектакль доступным для широкого зрителя – и ведь это та самая многоуровневость, свойственная неэлитарному театральному постмодернистскому искусству. Может создаться ощущение, что спектакль Рака не имеет никакого смысла, каждая его деталь подвергается различным интерпретациям, в нём нет устойчивости и из него невозможно вычленить никакого поучительного итога, никакой единой концепции. А ведь создание её отсутствия есть цель всякого уважающего себя постмодерниста. Признав и этот взгляд на мир, можно признать и то, что спектакль может быть рассмотрен и с другой точки зрения – таких точек зрения вообще может быть столько же, сколько и зрителей, ведь продукт постмодернизма каждый понимает по-своему.

Фото: архив академического театра драмы им. А. Кольцова

ЖАРКАЯ ФЕСТИВАЛЬНАЯ ВЕСНА

Уставший, но не потерявший веры человек, идёт вопреки воющему ветру, сбивающему его с ног, и рыхлому снегу, вперёд. Он тянет руки к свету и жизни, открывающейся ему там, за огромной пропастью, из которой, кажется, не вылезти, и всё же преодолевает самое сложное препятствие своей жизни.

Анимационный фильм "Преодоление" россиянина Александра Мальгина лучшее олицетворение международного кинофестиваля "Новый горизонт": каждый новый шаг кажется сложным и недосягаемым, но как только нога становится на новую почву, он тут же кажется самым простым, ещё одним кирпичиком в огромной стене опыта, создаваемой на протяжении десяти лет из мелочей.
В далёком 2007 году в Воронежском государственном строительном университете группа активных студентов решила снять фильм. История умалчивает о его жанре и, тем более, сюжете, но в итоге долгожданный кинопроект представлен на суд зрителей не был, зато в этом же году появился кинофестиваль с интересным названием "Новый горизонт" и не менее интересным символом, "кинолазом" и чёрно-белой звездой, плавно опускающейся за горизонт.
Тогда работ было мало, но инициативная группа была уверена, что через несколько лет фестиваль станет одним из главных культурных молодёжных событий Черноземья, а работы на него будут присылать не только с ближнего зарубежья, но и из США, Бразилии и даже Лаоса.
На первый кинофестиваль, организованный для талантливых ребят Воронежа и Воронежской области, пришло около 50 работ. В 2017 году количество присланных короткометражных картин на две с половиной тысячи больше результата десятилетней давности. Участниками "Нового горизонта" стали представители 121 страны - значительный показатель в истории фестиваля, достичь которого вряд ли может даже десятая часть всех аналогичных мероприятий.
За десять лет, кажется, поменялось всё: и формат, и статус кинофестиваля, и даже площадка: пока в стенах старейшего кинотеатра города проходят мастер-классы и конкурсные показы, открытие главного кинопроекта региона происходит в стенах нового Дома молодёжи.
За семь фестивальных дней зрителям было показано 63 короткометражных фильма, разных по жанру, по драматургии, по сюжету. Каждая работа, вошедшая в финальный показ, прошла строгий отбор, в итоге, больше половины работ конкурсного списка составили зарубежные киноленты.
f0656facff9a487ddbd57e1bd2222fbc.jpg
Стать зрителем "Нового горизонта" может любой желающий, главное только выбрать для себя день и прийти в кинотеатр "Спартак", где и проходят все показы. Примечательно, что молодёжный кинофестиваль привлекает к себе внимание не только молодой воронежской публики и сверстников из других регионов, зачастую пребывающих в город ради участия в программе фестиваля - уже давно зрителями "Нового горизонта" и участниками многочисленных мастер-классов становятся люди взрослые, не потерявшие интереса к киноискусству.
Одной из составляющих насыщенной программы кинофестиваля уже на протяжении многих лет являются мастер-классы. Простым языком, на равных, с уважением к слушателям и с любовью к своему делу известные мастера киноиндустрии делятся своим опытом и пытаются помочь молодому поколению, имеющему идеи, сценарии и стремящемуся к самореализации. Такие мастер-классы больше походят на собеседование, диалог публики с продюсером, режиссёром, артистом или же сценаристом. В итоге, уже после официального окончания двухчасового мероприятия самая заинтересованная публика ещё долго обсуждает что-то важное с мастерами, да и те не скрывают, что именно молодые, причём никому неизвестные люди, могут предложить действительно стоящую идею, поиски которой не прекращаются никогда.
be63107eba9277b4af369e1e34a93aba.jpg
На фестивале вообще всё сделано для талантливой молодёжи. Параллельно с открытой для любого желающего программой фестиваль проводит питчинг, новое для города мероприятие, организованное впервые. Из 51 заявки из 15 регионов России в финал вошли десять лучших работ, призёры, чьи проекты были признаны жюри лучшими, получили продюсерскую поддержку, оборудование и финансовые средства, необходимые для окончательной реализации задуманной идеи.
"Новый горизонт" уже на протяжении многих лет является взлётной полосой для талантливых молодых людей. Открытое пространство, позволяющее говорить с признанными мастерами, советоваться с успешными продюсерами и режиссёрами, а главное, делиться опытом друг с другом - фестиваль, созданный молодёжью, создан для молодёжи, неравнодушной, стремящейся к постижению высот и творческой самореализации. На протяжении десяти лет фестиваль учит новых и не очень мастеров киноиндустрии понимать мир кино, постепенно становясь его частью.
В яркой фестивальной программе каждый зритель судья: заходя в зал тут же получаешь в руки бюллетень для голосования и карандаш. Оценить работу, чтобы лучшая по мнению зрителей получила приз симпатий. Наград вообще у фестиваля много, победителями становятся как знаменитые, сыскавшие любовь миллионов, лица (лучшая женская роль досталась Светлане Ходченковой), так и новые имена, в руках которых будущее киноиндустрии.
Лучшим фильмом стала десятиминутная лента "Фотография" немецкого режиссёра Софи Линненбаум, представившая жизнь бесконечной последовательностью фото-воспоминаний. Есть среди победителей и россияне, так лучшей афишей к фильму стала работа Алексея Медведева "Заложница", а необычную номинацию "От совета ректоров вузов Воронежской области" получил петербуржец Илья Антоненко и его работа "Шоколадный ветер", ещё раз подчёркивающая необходимость воплощения своих мечтаний.
16d0d944e185b180830376196526f581.jpg
Среди победителей и Италия, и Россия, и Словакия - география номинантов и лауреатов широка. Фестиваль набирает обороты и идёт только вперёд. "Новый горизонт" - один из немногих кинофестивалей, деятельность которого не прекращается практически никогда: каждый месяц проводятся различные досуговые мероприятия для жителей региона, связанные с кинематографом.
Уже определённо точно, что "Новый горизонт" будет развиваться и помогать участникам идти вперёд, открывать свой горизонт, помогая найти своего зрителя и получить новые знания, цена которых в современной киноиндустрии весьма велика.
Жаркая неделя подогревалась в этом году не менее жаркой погодой: пока в Санкт-Петербурге была зима, в Москве царствовала весна, Воронеж попал под власть лета. А что может быть лучше для талантливого молодого человека, чем палящее солнце, запах цветущих садов и хорошее кино вечером?

Фото:
Ника Карчевская
Антонина Циорба
Полина Зыбина



Новости
23.07.2019

Предприниматель подарил жителям Омска поэтов

В Омске на пересечении улиц Пушкина и Маяковского появились бронзовые горельефы с изображением классиков.
23.07.2019

На могиле Войновича – Чонкин

Скульптуру солдата установили на месте погребения писателя.
22.07.2019

Жизнь замечательного Шукшина

В «Библио-Глобусе» состоится встреча с Алексеем Варламовым, автором книги «Шукшин», выпущенной в серии «ЖЗЛ».
22.07.2019

Путин наградил вдову Солженицына

К своему 80-летию Наталия Солженицына была удостоена Ордена Святой великомученицы Екатерины.
21.07.2019

Хэмингуэю – 120

21 июля исполняется 120 лет со дня рождения великого американского писателя.

Все новости

Книга недели
Сюжет Бабеля

Сюжет Бабеля

Исследование загадок Бабеля, построенное на тщательном анализе опубликованных текстов и рукописей писателя.
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Лишь слова?

Так изжила ли себя либеральная идея, как заявил президент России В. Путин в интервью...

Неменский Олег

Кое-что хуже нацизма

У принятой в нашем информационном пространстве версии украинских событий возникл...

Крашенинникова Вероника

Кто он, Ассанж?

На днях было 7 лет, как основатель «Викиликс» Джулиан Ассанж пришёл в посольство...

Болдырев Юрий

Мошенники на службе

Наши законы и правоприменение – не со случайными ошибками, но с намеренно залож...