САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Новая книга Максима Замшева

21.01.2020
Новая книга Максима Замшева В издательстве «Азбука» в серии «Азбука-бестселлер. Русская проза» выходит новый роман главного редактора «Литературной газеты».

Нас поздравил Дмитрий Медведев!

15.01.2020
Нас поздравил Дмитрий Медведев! Дмитрий Анатольевич Медведев поздравил «Литературную газету» со 190-летним юбилеем.

Грибоедов на реке Зуше

12.01.2020
Грибоедов на реке Зуше К 225-летию со дня рождения великого русского поэта, драматурга и государственного деятеля.
Краеведческие изыскания Григория ЛАЗАРЕВА.

Из давности давней

18.01.2020
Из давности давней Стихи Василия СИТНИКОВА можно отнести к «тихой лирике», но главное их достоинство в том, что они настоящие.

Скрипка

11.01.2020
Скрипка Рассказ Алены ДАЛЬ – о детстве, но при этом он совсем не детский.

Развалка

05.01.2020
Развалка Проза Ефима ГАММЕРА давно уже не оставляет равнодушными редакторов литературных изданий.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Постапокалипсис, но не страшилка

20.01.2020
Постапокалипсис, но не страшилка О популярном аудиосериале Дмитрия ГЛУХОВСКОГО рассказывает Лада БАСНИНА.

«Подземный бастион»

14.01.2020
«Подземный бастион» Подведены итоги юбилейного Всероссийского поэтического интернет-конкурса «Пегасьи бои».
Отчет Вячеслава ДЕМЧЕНКО.

Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению»

10.01.2020
Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению» Владимир СПЕКТОР разбирает роман Виктора ШЕНДРИКА «Девяносто первый, или Путь в бронзу».
  1. Какой Ваш любимый праздник?

Мишустин похож на слона

19.01.2020
Мишустин похож на слона Так считает Эдуард ЛИМОНОВ, видевший нового премьера в профиль.

Что американцу хорошо, то русскому – смерть!

13.01.2020
Что американцу хорошо, то русскому – смерть! Поэт и профессор Литинститута Олеся НИКОЛАЕВА против депутатов Госдумы, лоббирующих закон «О профилактике семейного насилия».

Дорога в пропасть

09.01.2020
Дорога в пропасть В России за минувший год «грохнулось» почти 100 мостов, утверждает Андрей КАРАУЛОВ.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "Горбунов"

  • Архив

    «   Январь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 7.

6FA16D64-C03A-4726-B81C-452130FDFBA3.jpeg

В этом доме на Сахарушке мы прожили более семи лет (1953-1960).

Глава седьмая. УССУРИЙСК — ГОРОД ЮНОСТИ МОЕЙ.

Зимой 1953 года отца перевели служить в город Уссурийск Приморского края. После красавца Хабаровска на Амуре город Уссурийск показался нам тихим, уютным, но провинциальным городком. В нем не было ни широких величавых проспектов, ни шикарных по тем временам магазинов. Все просто и по-деревенски!

Уссурийск – город моей юности. Этот второй по величине город в Приморском крае расположен в котловине между сопками на Приханкайской равнине в 112 км от Владивостока. Основан славянами в 1866 году. Они назвали село Никольским в честь св. Николая Чудотворца. В 1898 г. село было преобразовано в город Никольск-Уссурийский. В 1935 году он был переименован в Ворошилов в честь советского военачальника К.Е. Ворошилова. В 1957 году ему вернули старое имя "Уссурийск", и я помню, что мы писали на конвертах с письмами его название "Ворошилов-Уссурийск".

Это был крупный железнодорожный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали. В нем работали локомотиворемонтный, авторемонтный, бронетанковый ремонтный, сахарный, молочный, ликероводочный заводы.

В 50-х годах в городе проживало около 100 тыс. жителей.

Добрая его половина мужчин носила военную форму. Это был второй город после Владивостока по численности населения, количеству промышленных предприятий и культурных учреждений.

В нем работали драматический театр, несколько кинотеатров, заводских клубов и библиотек, танцплощадок, цирк, Дом офицеров с большой библиотекой и стадионом. Издавалась газета "Коммунар". Вещало по несколько часов в день местное радио.

Уссурийск славился тенистой улицей Некрасова, широким и коротким проспектом с клумбами цветов, ведущим к Дому офицеров, помпезному зданию с белыми высокими колонами и широкими окнами, окруженному большим парком и самым большим в городе стадионом с трибунами. Широкую площадь перед ним украшали клумбы с цветами, солидный железный решетчатый забор – портреты членов политбюро.

«САХАРУШКА»

В Уссурийске отец служил на Ремонтном бронетанковом ремонтном заводе, расположенным в пригороде, прозванным горожанами «Сахарушкой». Этот завод был построен до войны.

Мы жили в этом пригороде. Его отделяла от города широкая долина с одиноким мостом через реку Суйфун. Она не застраивалась из-за частых наводнений, когда мирная и спокойная речушка в начале осени взрывалась бурными потоками наводнения и превращала полгорода в Венецию.

Сахарный завод снабжал сахаром весь Дальний Восток. Осенью его территорию заваливали горами сахарной свеклы, и он работал в три смены. Неподалеку от него стояли небольшие заводики: рыбзавод, мясокомбинат, кирпичный завод.

В пригороде обитал рабочий люд, выживший в войну, перебивающийся хлебом, корюшкой (мелкой рыбешкой), которую покупал по дешевке в ларьке при рыбзаводе, а также картошкой и капустой с собственного огорода.

У рабочих и офицеров ремонтного завода были свои огородики на горе за автотрассой на Владивосток. Летом мама брала меня нередко на прополку картошки и капусты. Собранной картошки хватало нам на всю зиму. Кроме того, по примеру соседей мама солила целую кадушку капусты. Зимой почти каждый день я выбегал к сараю, открывал висячий замок, откалывал, кусок соленой капусты и приносил его на обед. Льдинки хрустели на зубах. Вкусная была капуста!

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6

Местная средняя школа на Сахарушке не блистала ни медалистами, ни дисциплиной. Безотцовщина и нищета не способствуют интеллектуальному развитию детей ни при социализме, ни при капитализме. Выпускники редко поступали в техникумы, вузы, военные училища.

Нас, пятерых старшеклассников, детей офицеров-управленцев заводской автобус возил в школу № 6, одну из лучших в городе. Лучших школ в городе было две: наша и 11-я. Лучшими — потому, что в ней работали учителями не только местные жительницы, но и жены офицеров, успевшие закончить университеты и пединституты в европейской части СССР, в то время, когда мужья заканчивали военные училища. Они носили красивые заграничные наряды, отличались хорошими манерами, казались местным жителям аристократками.

За хорошую учебу в седьмом классе я получил подарок – трехтомник произведений одного из основоположников советской научно-фантастической литературы А.Р. Беляева (1884-1942). Несколько раз я прочитал каждый его роман. Александра Грина я тогда еще не читал и ничего не знал о нем. Позже я с таким же удовольствием читал романы русского советского писателя-фантаста, философа-космиста и мыслителя И.А. Ефремова (1908-1972). Диссидентские романы братьев Стругацких я не любил. Писали они неряшливо. Прочитав один из их романов в начале 60-х, я, будучи студентом, написал маленькую заметку "Будут ли так говорить люди будущего?" и отправил ее в журнал "Звезда". Ее напечатали (1961.- № 8, С. 221). Разве можно их романы сравнить с романами А. Грина, И. Ефремова и А. Беляева? Никогда!

В школах, в которых я учился, мне редко везло на преподавателей литературы. Уроки скучные – для оценки. Привык самостоятельно искать хорошие книги в библиотеках.

А вот экономическую географию зарубежных стран я полюбил. Помню учительницу, преподававшую ее в девятом классе. Она любила свой предмет. Полюбили его и мы. Она приносила на каждый урок вырезки из журналов и показывала нам, как выглядят города разных стран мира. Я сидел на ее уроках, затаив дыхание. Я мечтал о путешествиях по планете. Представлял себя, идущим по улицам европейских городов. Она всегда говорила о чужих народах с восхищением и любовью. После увлечения английским языком и изучения Конституции СССР экономическая география зарубежных стран и особенно страноведение стали еще одним моим страстным увлечением на всю жизнь.

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В седьмом классе мы изучали Советскую Конституцию. Один урок в неделю. Хороший учебник. Он мне очень нравился. Я много раз перечитывал его, пытаясь разобраться в тонкостях социалистической демократии. Не знаю, чем объяснить мой интерес к политической организации общества. Возможно, потому что 5 декабря отмечался празднично — как День принятия Сталинской Конституции 1936 года, как День Великой Русской Социалистической Революции, как Первомай. Возможно, потому что во мне еще не остыли корейские впечатления.

Тогда я думал, что во всех странах такие же хорошие конституции, как у нас. Однако жизнь показала, что это далеко не так. Ни одна капиталистическая страна мира не может иметь социалистической демократии, то есть демократии для трудящихся.

По той Конституции впервые в человеческой истории трудящиеся классы получили права, которых не существовало тогда ни в одной капиталистической стране. Многие из них вычеркнуты из жизни в современной буржуазной России. Вот какими были права советского человека; я их заучил наизусть на всю жизнь:

1. Право на ВОСЬМИЧАСОВОЙ рабочий день.

2. Право на ежегодный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск.

3. НЕВОЗМОЖНОСТЬ УВОЛЬНЕНИЯ работника по инициативе администрации или хозяина, без согласия профсоюзной или партийной организаций.

4. ПРАВО НА РАБОТУ и возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом, причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.

5. Право на БЕСПЛАТНОЕ общее и профессиональное ОБРАЗОВАНИЕ, как среднее, так и высшее.

6. Право на БЕСПЛАТНОЕ пользование детскими дошкольными учреждениями, детскими яслями, детсадами, пионерлагерями.

7. Право на БЕСПЛАТНОЕ медицинское обеспечение здравоохранение.

8. Право на БЕСПЛАТНОЕ санаторное и курортное лечение.

9. Право на БЕСПЛАТНОЕ жилье.

10. Право на СВОБОДНОЕ высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны.

11. Право на ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВА от произвола местных начальников и чиновников.

12. Право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд к месту работы или учебы по индивидуальному оплачиваемому государством проездному документу.

Найдите мне на карте мира капиталистическое государство, в конституции которого всем гражданам гарантированы точно такие же права!

Советская Конституция учила нас видеть мир не так, как видит и толкует его космополит, — с точки зрения личностной свободы, а с классовой позиции интернационалиста — свободы  трудящихся, не эксплуатируемых богатыми паразитическими сословиями. Мир людей может быть справедливым, только в одном случае: если он основан на общенародной собственности на природные ресурсы и средства производства. В государстве не должно быть ни богатых, ни бедных. Только тогда достижимо социальное равенство.

В советском обществе вопрос о социальном и национальном равенстве решался несколько раз, но так и не был решен за 70 лет окончательно. Их решение занимает гораздо больший период времени — не одно, а, вероятно, нескольких столетий.

****

Перечитывая учебник по Конституции СССР, я постоянно наталкивался на имя Сталина. И хотя о нем много рассказывали учителя истории и литературы, я взял том его биографии в библиотеке и прочитал его. Этот том в коричневом переплете стал первым в ряду политических работ, прочитанных мною еще в школьные годы. Изучение трудов Сталина помогает человеку выработать четкое классовое миропонимание.

Вот, например, как понимал равенство Сталин в 1934 г.: равенство – это не уравниловка, а процесс уничтожения классов; это освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации; это отмена частной собственности; это равная обязанность всех трудящихся трудиться за заработную плату во любой области народного хозяйства. Равенства не может быть только во вкусах и потребностях людей.

До настоящего времени троцкисты, так называемые социал-демократы и банкиры не могут простить Сталину этой САМОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ в МИРЕ. И никогда НЕ ПРОСТЯТ.

Идеальной демократии не бывает – учил Сталин. Она может быть либо свободой и демократией для богатых, для буржуазии, и тогда вся полнота власти находится в руках кучки банкиров и владельцев глобальных корпораций; либо — свободой и демократией для трудящихся народных масс и тогда вся власть сосредоточена в руках только трудящихся и Советов народных депутатов.

Демократия — это развивающийся процесс, а не лозунг и не постоянная величина. Даже демократия в СССР на разных этапах его истории была разной. Ее уровень стал понижаться уже при Хрущеве. Самый низкий уровень социалистической демократии отмечен при Горбачёве. Ее убийцей стал Ельцин.

Буржуазная демократия – это постоянная война банкиров и корпорократии с трудящимися массами...

Фото:

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 5.

H61ACDAA5-3640-4FEA-A203-82E52EB380B7.jpeg  

Пионерский лагерь на Чёрной речке под Владивостоком. 1951 год

Глава пятая. ПИОНЕРСКИЕ БУДНИ.

В Барабаше в сельском домике располагался книжный магазин. Я бегал мимо него в школу. Иногда останавливался полюбоваться на новые книги, выставляемые в витрине-окне. В том магазине я купил первую в своей жизни книгу. Это был роман Битчер Стоу "Хижина дяди Тома". Он стоял на нижней полке. Красивая цветная мягкая обложка.

Я попросил тётю показать мне книжку. Она подала, и я долго рассматривал ее. Она приятно пахла типографской краской. Она мне так понравилась, что я не хотел с ней расставаться. Я спросил, сколько она стоит, и побежал домой за деньгами.

Я недолго упрашивал маму.

– У нас нет книг в доме.

– А Твардовский? А "История ВКП(б)". Все время переезжаем. Что тебе библиотек мало?

– Но это будет наша книга. Ты не знаешь, какая это интересная книга! И ты ее прочитаешь и папа. Мы будем давать ее соседям. Не покупай мне сладостей. Их съел и ничего не остаётся. А книга останется у нас надолго. На всю жизнь.

Мама посмеялась и дала деньги. Я вскочил на велосипед и помчался в магазин. Боялся, что ее может купить кто-то другой. Слава богу, никто не купил.

Привез домой и долго ее рассматривал. Перечитывал ее не раз. Плакал. Мне было жалко бедных американских негров, над которыми издевались белые рабовладельцы. Белые, как я, а такие гадкие. Как можно унижать так человека?Продавать негра как вещь? Ужас! До чего докатилась эта страна, такая страшная Америка?!

С томиков Твардовского, да Битчер Сноу начал я собирать свою домашнюю библиотеку и продолжаю наращивать коллекцию до настоящего времени. С дяди Тома и Тома Сойера началось мое знакомство с американской классической литературой.

Любил перечитывать "Уральские сказы" Бажова П.П., нашего знаменитого земляка. Сколько раз я смотрел фильм "Каменный цветок", снятый по его сказке, – не меньше, чем "Чапаева" и "Щорса".

Вот оказывается какие были народные умельцы на моей малой родине и гениальные писатели. А лежа вечером в кровати, я выдумывал сказки о том, что Хозяйка Медной горы по сей день живет в Уральских горах. Когда мы ездили в отпуск поездом с Дальнего Востока и поезд шёл спокойно мимо высоких гор, я мечтал о том, что стану геологом и найду кучу драгоценных камней для страны, для народа!

— БУДЬ ГОТОВ! — ВСЕГДА ГОТОВ!  

В школе и в каждом классе в годы нашего детства и юности создавалась октябрьская или пионерская организация. В первом классе мы становились октябрятами в честь Октябрьской революции и носили на груди красную звездочку. В пятом классе нас принимали в пионеры, и мы с гордостью носили красные галстуки, что "цвета революционного знамени одного". В старших классах мы вступали в комсомольскую организацию и носили значки с эмблемой этой организации на груди.

Во всех этих общественных организациях нас учили основам коммунистической морали. В них мы усваивали азы коллективизма и товарищества. Мы демократически избирали своих лидеров и выполняли их поручения. Председатели октябрятской и пионерской организации в каждом классе носил знак отличия — две красных лычки на рукаве.

В пятом классе меня приняли в пионеры. Я с гордостью носил красный галстук. Когда я шёл по улице, мне казалось, что все люди смотрят на меня и мой красный галстук.

После уроков активисты собирались в пионерской комнате. Обсуждали планы работы. Слушали советское радио.

Родители мечтали дать мне высшее образование. Они воспитывали меня: люби нашу Советскую Родину! Бери пример с лучших! Не лезь в плохую компанию! Не хулигань! Береги время! Не бездельничай! Каждую минуту трать на полезное дело! Думай своей головой, а не чужими мозгами! Не жадничай! Делись всем с товарищем! Служи Отечеству!Не обижай малышей и девочек! Помогай слабым!

Мы принимали активное участие в самодеятельности – пели народные, революционные и военные песни, плясали танцы народов СССР (русскую Барыню, украинский Гопак, Молдовеняску и др.), укрепляя тем самым дружбу между народами и воспитывая себя в духе социалистического интернационализма.

По праздникам мы выступали с концертами художественной самодеятельности в школе и в полковых клубах перед солдатами. Пели и плясали. Я исполнял песню про героев-пилотов, покорителей Арктики. Солдатики с благодарностью нам аплодировали.

Нас воспитывали в духе патриотизма, любви к нашей Социалистической Родине; бескорыстному служению советскому народу, преданности делу Коммунистической партии и рабоче-крестьянскому правительству. "Один за всех – все за одного!", "Борьбе за дело Ленина и Сталина будь готов! – Всегда готов!", "Учиться, учиться и ещё раз учиться!".

Нас учили смотреть на мир глазами трудящихся – рабочих и крестьян, в руках которых государство сосредоточило все богатства страны. Нас учили любить труд, быть любознательными; учили осуждать любые проявления эгоизма, индивидуализма, национализма.

Нас учили уважать борцов за дело рабочего класса, борцов с колониализмом, с буржуазией. Мы осуждали фашизм, милитаризм. Мы ненавидели буржуазию, эксплуатацию человека человеком.

В старших классах мы с удовольствием читали стихи и поэмы Маяковского, в которых он прославлял Ленина, социализм, революцию. Мы мечтали повторить подвиги молодогвардейцев, Павки Корчагина, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев Гражданской и Великой Отечественной войны. Мечтали стать офицерами, инженерами, геологами.

В каком бы посёлке или городу мы не проживали, дети играли на улицах, во дворах, практически без присмотра старших. Я не помню случая, чтобы кого-то из детей украли педерасты. Если бы такой нелюдь вдруг объявился – взрослые разорвали бы его на мелкие кусочки. И правильно сделали бы! Самосуд – лучший способ оздоровления общества от этих нелюдей и подонков.

Нас учили настоящей, чистой, романтической любви к девушке, уважении к женщине. Безнравственное поведение осуждалось в юношеской и взрослой среде. Половая распущенность строго наказывалась общественными и партийными организациями. О существовании гомосексуалистов, лесбиянок, о педерастии я узнал из литературы только в студенческие годы.

Моральный кодекс коммуниста на порядок выше иудейско-христианских заповедей. Как эти заповеди реализуются сегодня — мы видим сегодня в Европе и Америке. Голяком маршируют по улицам. Регистрируют однополые браки. На улицах городов тучи проституток, ночные клубы. А педерасты-кардиналы и педерасты-члены парламентов! А продажная пресса!  

Ворам, мошенникам, жуликам всех мастей и педерастам отводились койкоместа в лагерях и тюрьмах, как и положено в здоровом обществе. Их тоже было немало в наши дни.

Цель коммунистического воспитания – формирование гармонично и всесторонне развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство в обществе, основанном на общенародной собственности на землю, ее богатства, средства производства. Формирование нового некапиталистического сознания в социалистическом обществе возможно при благоприятных условиях в течение очень длительного времени – нескольких столетий. Человечество слишком сильно заражено мелкобуржуазной психологией.

Я не могу представить, что думают российские учителя когда  видят на улицах своих бывших учеников – вчерашних школьниц, зарабатывающих проституцией, вчерашних школьников – охраняющих бандитов и мафиози, тех и других – слугами новых господ, наживших богатства грабежом, спекуляцией, обманом, убийствами конкурентов. Ох и трудно учителям вести воспитательную работу в дичающим на глазах буржуазном обществе...

НАСТОЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

Как-то раз возвращаясь из очередной командировки в Уссурийск отец привез мне настольный театр-сказку в коробке. Вечером мы с ним вырезали ножницами всех героев и декорации. Склеили театральную сцену.

На следующий день я собрал друзей и показал им свой картонный театр. Поставил его на табуретку, сам вел подготовленный рассказ и сам двигал фигуры. Мальчишки и девчонки, раскрыв рты, смотрели мой картонный спектакль.

В другой раз отец привез мне из командировки фильмоскоп и несколько сказок-диафильмов в рулончиках. Приставляешь к глазу смотровую линзу и рассматриваешь на свет из окна кадры диафильма. Читаешь подписи под каждым из них. Получалось домашнее кино!

Кто только не любовался моим сокровищем! Попытался спроецировать кадры на белую стенку лампочкой изображение получалось размытым. Со временем у меня накопилось русских сказок и былин штук двадцать – все в круглых коробочках. Я знал их все наизусть.

****

Первые игрушечный конструктор мы купили вместе с папой во время его командировки в Уссурийске (он взял меня с собой). Военторг располагался на первом этаже генеральского дома на Пушкинской улице.

С каким удовольствием я собирал стулья, машины и самолеты из одних и тех же деталей – узких длинных планочек с дырочками, скрепляя их между собой в определенном порядке винтиками и гаечками на радость папы и мамы. Детей надо занимать полезными делами – вот было их правило.

Надо вспомнить еще и о том, что политотделы в воинских частях занимались воспитательной работой с женами и детьми военнослужащих. Летом при Доме офицеров в Барабаше политотдел открывал дневной пионерлагерь. С утра мы играли, пели песни, рисовали, гоняли футбол под присмотром пионервожатых и воспитательницы, в два часа дня расходились по домам на обед.

Из Барабаша я ездил в настоящий пионерский лагерь. Несмотря на трудности, промышленные предприятия, школы, крупные колхозы в складчину, воинские части открывали для детей летом пионерские лагеря. Платили за месяц пребывания подростка  в лагере копейки.

Лагерь для детей военнослужащих открыли на Черной речке под Владивостоком. Он располагался в лесу. До моря было далековато – несколько километров. Возили нас к морю почти каждый день в кузовах военных грузовиков. Работали в лагере студенты пединститутов. Физруком работал советский кореец.

Меня с детства тянуло к книгам, кино, музыке и театру. Мы знали и пели все пионерские, революционные и военные песни. Сколько спектаклей по книгам, сколько драм и комедий мы могли слушать! Сколько патриотических и революционных кинофильмов мы посмотрели в детстве! Все! Без исключения.

УВЛЕЧЕНИЕ ПОЗИЕЙ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

Вскоре дивизию, в которой служил отец, перевели в село Занадворовка, расположенной неподалеку от Барабаша. Командовал дивизией Герой Советского Союза генерал-майор Лященко Н.Г. (1910-2000)

Школа в селе была большая, двухэтажная. Я уже учился в шестом классе. Когда мы читали "Песню о купце Калашникове" М. Ю. Лермонтова, учительница задала нам задание — написать домашнее изложение. Два дня я прибегал из школы и сразу садился писать. Изложение я писал своими стихами. Исписал целую тетрадь. Сдал её. Ждал, что учительница похвалит меня. Но она молча подала мне тетрадь. Я открыл  её — двойка: пять грамматических ошибок. Те, кто написал по две-три странички и не стихами, получили хорошие оценки. Не справедливо! - решил я.  

Глатая слёзы, я шёл в тот день домой.

Я долго хранил свой первый графоманский опус: он мне нравился, и я не раз перечитывал его. А что если у меня есть какие-то писательские способности? – спрашивал я себя. С поэзии Лермонтова и Пушкина началось мое увлечение русской поэзией...

****

В Занадворовке мы прожили недолго. Я успел подружиться с местным пареньком Эдиком. Его родители работали в колхозе. Отец построил небольшой домик. Мы с Эдиком любили гонять голубей. Они жили у него на чердаке.

Приятно было подолгу сидеть на порожке дверцы, ведущей на чердак их частного дома, и мечтать о далеком будущем.

— Кем ты хочешь стать?

— Конечно, военным.  

— Офицером?

— Как папа. Надо же кому-то защищать Родину от врагов социализма. Сколько я себя помню, мы живем в гарнизонах. Кругом одни военные – солдаты и офицеры. Папа утром уходит в штаб и возвращается поздно вечером. И так каждый день. Быть военным – это трудно, но почетно. А ты?

– Я? Машинистом паровоза.

– Почему?

– Хочу посмотреть мир, жить в городе. Мой дядя работает на железнодорожной станции в Уссурийске. Мы ездили к нему. У него большая комната в большом доле. Город красивый. Много людей. Все хорошо одеты. Магазины кругом. А ты бывал в городе?

– Бывал. В Уссурийск ездили. В Корее жили в городах. На Урале мне понравился Магнитогорск. Там живут металлурги. У меня дядя сталевар. Какой красивый проспект Металлургов. Колоны, лестницы, дешевое мороженое и сладкий морс...

Наша дружба продолжалась и после нашего отъезда в Хабаровск. Мы переписывались, делились новостями. Закончив семилетку он заехал к нам в Уссурийске по дороге в ПТУ на учебу. Решил выучиться на машиниста паровоза...

Таким было советское детство у миллионов советских детей в те трудные годы жизни нашей Родины. Она залечивала раны, нанесенные ей империалистическими государствами Запада в годы Великой Отечественной войны...

Фото:



Новости
23.01.2020

Андрею Дементьеву поставят памятник

Его планируют установить в Твери – на улице, носящей имя поэта.
23.01.2020

Маяковский уйдет с молотка

Редкий сборник стихов Владимира Маяковского в оформлении Эль Лисицкого выставят на торги.
22.01.2020

Минский вандал задержан

В Белоруссии задержали радикала, осквернившего памятник Пушкину.
22.01.2020

Князь был поэтом

В Российской академии художеств пройдет вечер памяти Михаила Владимировича Голицына.
21.01.2020

Немец с русской душой

В Москве состоится презентация книги «Спешите делать добро. Доктор Федор Петрович Гааз».

Все новости

Книга недели
На все времена

На все времена

Это наиболее полная история детища Пушкина и Дельвига, подготовленная специалистами.
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Три вызова

2019 год избавил наше общество от многих иллюзий. Мы подошли к черте, за которой...

Сазанович Елена

Избранный

Есенин был создан исключительно для поэзии! Не для прозы жизни! Застёгнутой на в...

Воеводина Татьяна

Ёлки-палки

В Кемерове потратили на новогоднюю ёлку 18 млн бюджетных денег

Сазанович Елена

Великий магнат

21 декабря 1940 года умер Френсис Скотт Фицдже­ральд. Классик американской литер...

Купреянов Иван

Большой куш

Поэтических премий в России пруд пруди. Только вот есть небольшая проблема: кро­...