САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

19.02.2020
«Сказка – ложь, да в ней намек…»	К 205-летию П.П.ЕРШОВА, создателя всеми любимого «Конька-Горбунка».
Размышления Ореста НИЦМАНА.

Сиротство и сыновство. Поражение и Победа

13.02.2020
Сиротство и сыновство. Поражение и Победа О влиянии войны на творчество Юрия КУЗНЕЦОВА рассуждает Елена ТРЕТЬЯКОВА.

Говорить просто, но о важном

05.02.2020
Говорить просто, но о важном Вышла новая книга повестей и рассказов Анастасии ЕРМАКОВОЙ «Окна с видом на МКАД».

«Рукой подать до моря...»

23.02.2020
«Рукой подать до моря...» Поэты Грузии снова в гостях у «ЛГ». Публикуем стихи участников молодежного лито «Молот О.К.» и «Ассоциации литераторов – АБГ».

Над разоренной голубятней

16.02.2020
Над разоренной голубятней В стихи Павла ШАРОВА нужно не только вчитываться, но и вслушиваться.

Прогулки с Бродским

07.02.2020
Прогулки с Бродским «Литературная газета» публикует фрагменты из новой книги поэта и прозаика Вадима МЕСЯЦА «Дядя Джо. Роман с Бродским».

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...

Гений русского футуризма

24.02.2020
Гений русского футуризма О незаурядном пензенском художнике Аристархе ЛЕНТУЛОВЕ.
Изыскания Антона ХРУЛЕВА.

Чехов в мюнхенском МИРе

21.02.2020
Чехов в мюнхенском МИРе Как в Германии отмечают 160-летний юбилей великого русского писателя.

Беззакатное солнце «Гостиной»

17.02.2020
Беззакатное солнце «Гостиной» О литературно-художественном журнале (салоне) Веры ЗУБАРЕВОЙ рассказывает Марина КУДИМОВА.
  1. Устраивают ли вас российские литературные премии?

У Шнура большой политический потенциал

22.02.2020
У Шнура большой политический потенциал В этом убежден известный российский политолог Валерий СОЛОВЕЙ.

Навязчивый новояз

16.02.2020
Навязчивый новояз Илью ВЕРШИНИНА раздражают галлицизмы и англицизмы даже в небольших количествах.

О травле журналистов в Латвии

10.02.2020
О травле журналистов в Латвии Русский ПЕН-Центр выступает за прекращение гонений на журналистов.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "русский интернационализм"

  • Архив

    «   Февраль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29  

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 10.

Глава десятая. УССУРИЙСКИЕ СТИЛЯГИ

Дом офицеров на улице Ленина в Уссурийске стал центром вселенной для юношей и девушек моего поколения. В ту пору это было крупнейшее культурное учреждение в городе. В его концертном зале почти на тысячу мест театральная труппа ставила спектакли, приезжие артисты пели и плясали. Мы ходили на концерты, например, джаза Лунгстрема. В дни Советских праздников проводились городские торжественные мероприятия, на них съезжалось все военное и гражданское начальство. В кинозале на 240 мест крутили фильмы. В спортивном зале тренировались спортсмены. В бильярдном зале по вечерам собирались любители этой игры.

В танцевальном зале по выходным зимой устраивались платные танцы. Играл военный духовный оркестр. Это была наша территория: на ней мы развлекались, учились танцевать, влюблялись, обнимались во время танца и договаривались о том, как строить наши дальнейшие отношения. Многие браки начинались с танцев в этом зале или на летней площадке.

Между Домом офицеров и зданием нашей школой № 6, стоявшей на другой стороне квартала, располагался стадион и тенистый парк с аллеями, аттракционами и танцплощадкой. Над ними возвышалось "Чертово колесо". Из его кабинки на самом верху колёса можно было обозреть весь город, лежащий внизу в долине.  

Зимой стадион заливали под каток. В выходные дни мы катались на коньках под музыку военного духового оркестра. Катались до полного изнеможения.

Ранней весной, когда солнышко начинало пригревать дальневосточные сопки и долины, мы, старшеклассники, на уроках физкультуры прибегали на стадион сдавать нормы ГТО. А иногда приходили погреться на солнце, сидя небольшими компаниями на лавках безлюдных трибун.

Летом в выходные дни горожане с детьми, нарядно одетые, с друзьями приходили в парк отдыхать. Работали аттракционы. Отцы пили горьковатое пиво, мамы – сладкий морс по три копейки за стакан, дети слизывали вкусное мороженое из стаканчиков.

Вечерами на танцплощадке гремел военный оркестр. Молодёжь танцевала вальсы, танго, фокстроты и, не поверите, — буги-вуги. На танцы молодежь ходила, как на работу: не пропуская ни одной субботы, ни одного воскресенья.

На танцы приходила публика особая: молодые офицеры в наглаженной форме и начищенных сапогах, нарядные барышни в модных крепдешиновых платьях, веселые студенты и ищущие приключений командировочные. Танцы сопровождались прогулками под луной, поцелуями на скамеечках в темных аллеях и нередко заканчивались свадьбами.

СТИЛЯГИ

Помню, ранней весной 1956 г. на одном из школьных вечеров, проводимых как обычно в городском драмтеатре, один из наших одноклассников, природный артист, талантливо, ярко прочитал со сцены рассказ какого-то писателя о стилягах.

C4AD2D35-E6BF-488E-9223-9C19C5300062.jpeg

Это была первый звонок, прозвучавший довольно игриво о разложении столичной "золотой молодежи". Его рассказ запомнился надолго не только содержанием, но и костюмчиком аля-стиляга исполнителя. Нам понравился его голубой пиджачок, шнурок вместо галстука на рубашке в зеленую клеточку, узенькие брючки и туфли на толстой подошве.

Как одевались уссурийская молодежь в тот год? В школу юноши ходили в вельветовых или шерстяных бобочках, широких брюках и ботинках; девушки – в коричневой школьной форме и черных фартучках, в праздники – в белых.

Рабочая молодежь, многие школьники и пэтэушники носили кепочки с узеньким козырьком, бобочки, брюки "клеш" и офицерские хромовые сапоги в гармошку. У них был моден "приблатненный" вид – развязный, как у героя Шукшина в фильме "Калина красная". В Уссурийске они оккупировали танцплощадку на "Зеленке". Она располагалась в роще на берегу Суйфуна. Мы туда не ходили: там нередко выясняли отношения подвыпившие парни.

90D967DD-D10D-44CF-9990-DDB2857C449C.jpeg

С одноклассниками в 1955 году.

Со стиляжничества ярче стал разгораться костер социального расслоения в советском обществе. Постепенно распространялась мещанская психология индивидуализма и потребительства, вещизма и космополитизма. Наиболее подверженной этим бедам оказалась небольшая часть нашего поколения в столице и на периферии.

В послевоенные годы в Уссурийске некоторое время проживали известные маршалы. Для них и их семей руками японских военнопленных возвели добротные, просторные особняки. Эту своеобразную "Рублевку" построили в районе улицы Пушкинской.

В Уссурийске служило немало офицеров, вернувшихся в Союз из Германии и Китая. Генералы и полковники побойчее и попроворнее привозили красивую одежду, мебель. Их жены и дети одевались моднее, чем местные жители.

Офицеры выписывали, читали и обсуждали журналы, подписывались и собирали библиотеки произведений классиков. Они заканчивали военные академии. Им выделялись квартиры с мебелью. Им давали бесплатный проезд поездом на всю семью. Денежных тузов в провинции было немного. Однако стиляжничество в провинции стало просто модой, чем формой социально-политического  протеста.

Мой отец и другие офицеры в гарнизонах ходили в военной форме даже в выходные дни, потому что гражданской одежды у них не было. Да деньги на их приобретение не в каждой семье имелись. Помню, первые гражданские китайские костюмы и галстуки отцу и мне купили, когда я заканчивал среднюю школу, то есть через десять лет после окончания войны. Не сталинские «церберы» виноваты, как сегодня пытаются доказать «соровские овчарки», а война и гонка вооружений, развязанная финансовой олигархией — Мировой закулисной.

Тогда мы не понимали, что стиляжничество стало одним из послевоенным проявлением мелкобуржуазного индивидуализма в СССР. Так случилось, что на фоне населения, одетого после войны в гимнастерки без погон и кирзовые сапоги, фуфайки и галифе, вдруг стали появляться на столичных улицах красиво одетые молодые граждане – дети крупных чиновников, генеральские сынки и дочки, молодые люди из семей снабженцев и торгашей, наживших состояния на дефиците и голоде в годы войны. Разве это не появление нового мелкобуржуазного сословия в рабоче-крестьянской среде!?

Это был своеобразный протест неопытной, не испытавшей трудностей войны "золотой молодежи", юношей и девушек из семей советской партийной и государственной элиты, «однополчан» Галины Брежневой против советской власти. Ей хотелось свободы, славы, особого внимания к себе.

Гниение советской власти началось с привилегий, которыми обеспечивала себя чиновничество, начиная с 1917 г. После войны испорченная привилегиями родителей, "золотая молодежь" хотела застолбить привилегии и для себя.

Высокопоставленные родители предоставили в ее распоряжение лучшие вузы – МГУ, МГИМО и некоторые другие. В середине 1950-х поступить в них юноше или девушке из простой семьи рабочего или служащего уже было практически невозможно. Тех, кто осмеливался подавать документы, беспощадно резали на вступительных экзаменах. Таким образом родители обеспечивали своим отпрыскам быстрый карьерный рост после окончания вузов. Часть этой молодежи выезжала на работу заграницу.

Круг "золотой молодежи" постоянно расширялся при Хрущевы. В него вливались дети маршалов и генералов, областных партийных и исполкомовских начальников, – всех тех, кого в народе после Сталина стали называть иронично "слугами народа". В ее среде собралось немало русскоязычных "детей Арбата".

Стиляжничество стало одной из успешно проведенных антикоммунистических спецопераций западных спецслужб не только в СССР, но и в других странах Восточной Европы. Из них ковались кадры пятой колонны, диссидентские боевики.

Пришедший к власти Н. С. Хрущев начал раскручивать колесо раскола и в партии, и в госструктурах, и на международной арене. Вместо того, чтобы раскрыть народу правду о расправе Сталина с наиболее одиозными фигурами в среде русских и русскоязычных троцкистов, так называемых "пламенных революционеров", ЦК КПСС наложил запрет на эту тему, засекретил все архивные материалы, связанные с культом личности Сталина. Часть документов, в которых упоминались фамилии ныне правящих партийных «вождей» из архивов изымались и частично уничтожались. Одновременно Центральный Комитет продолжил свою беспощадную войну со славянофильством и русским "великодержавным шовинизмом". Она продолжается и в наши дни...

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 9.

Глава девятая. ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКИ ПЛАКАЛИ ПО СТАЛИНУ  

987D7440-ACAF-4158-A5D6-05D11F3A96FF.jpeg

Я учился в седьмом классе и помню первые дни марта 1953 года, когда по радио сообщили о смерти Сталина. Мы не могли поверить в это. Мы так привыкли к тому, что в Москве живет Вождь народов, что он о всех, о нас думает. И вдруг его не стало. Никто не хотел в это верит. Мы думали, что он вечен. И вдруг....

Я плакал в день похорон Вождя. Плакал весь город, когда зазвучал страшный хор печальных гудков заводов, автомашин, поездов. Гудел не только Уссурийск. Гудела печальным хором вся страна — вся Русь-Матушка.

И в этот самый похоронный час заплакали все. Плакали дети в школах и учителя. Плакали наши родители. Плакала, казалось, вся планета. Такого тяжелого плача мир ещё не знал и не видывал. Плакали навзрыд по родному Вождю осиротевшие в тот день простые советские люди. Они вдруг осознали, что грядут совершенно новые времена — пока малопонятные, тяжёлые и очень опасные. И действительно новые времена наступили очень скоро. Слишком скоро. И они сломали сознание моего поколения.  

Те, кто сегодня твердят, что они не скрывали своей радости в день похорон, безбожно и нагло врут. Может, в своей узкой диссидентско-кулацкой компании, скрывшись за непроницаемыми дверями, они могли тайно и кощунственно радоваться. Однако попытайся они проявить свою радость в те траурные дни публично, уверен — им бы не поздоровилось. Даже очень не поздоровилось бы. Это сегодня, они раздухарились и с «гордостью» пишут о своей радости, а тогда!?

Люди интуитивно понимали, что кончилась, уходит в прошлое целая эпоха, связанная с именем Сталина, сумевшего пустить летящий в светлое будущее локомотив социализма на новый путь — путь строительства русской коммунистической цивилизации.  Они верили ему, как верят дети родному отцу...

С побед, одержанных над троцкистами с помощью их же любимого способа - террора - в 30-годы, Сталин поднял униженную и разграбленную империалистическими державами Россию с колен; и только тогда, а не в годы "военно-террористического коммунизма" и НЭПа, — началась эпоха строительства основ новой русской цивилизации. Для кого плохая, для кого хорошая, но это была лучшая эпоха не только в жизни советского народа, но в истории всего человечества...

Никто плакать людей не заставлял. Люди плакали потому, что Сталин стал богом-хранителем в годы их страданий и спасения, в самые трагичные десятилетия жизни нашей Родины. Его боялись и любили, как дети боятся строгого отца. Его уважали, как уважают люди дальновидного, порою жестокого, порою доброго, крупного политического деятеля. Он вырвал изнасилованную российскими белогвардейскими генералами, дворянами-крепостниками и интервентами Россию из рук Мировой закулисы, под ноги которой Троцкий и его банда мечтала бросить Россию после смерти Ленина, и превратил ее в великую державу за короткий период времени — всего за двадцать лет.

Да, порою он был жесток. Но что было делать в 1930-е годы, если лакеи Мировой закулисы даже не скрывали своих намерений задушить Россию кровавыми руками европейских фашистов, и спасти свой «гниющий» капитализм, погибающий от депрессии, спекуляций, и глобального. экономического кризиса.

Чтобы не писали сегодня наемники, лакеи мировой закулисы о Сталине и СССР, человечество долго с благодарностью будет вспоминать Сталина как спасителя человечества от коричневой глобальной чумы, от иудейско-католической "демократии". И долго еще будут ненавидеть его те, кому он помешал господствовать над миром в ХХ веке.

*****

Люди плакали на похоронах Сталина. И плакали не зря. Пройдет всего три года и неотроцкисты во главе с Н. С. Хрущевым из ближайшего окружения Вождя снимут маски ленинцев со своего чела и предадут его. Они не только осудят его великие деяния, вычеркнут из идеологических анналов его учение - сталинизм, но и вернут к власти русофобов, антисоветчиков и антикоммунистов.

И эта элита, пропитанная мещанско-кулацкой психологией начнёт деградировать и дойдёт до такой степени предательства, что бросит великую державу под ноги мировой закулисы и поможет им, развалив ее, реставрировать капитализм в России и во всех остальных советских республиках, сменить советскую демократию на буржуазную в самом ее страшном первобытно-мафиозном ее варианте.

*****

Я родился и вырос в годы правления Сталина в СССР. Все годы учебы в средней школы учителя воспитывали во мне и моих сверстниках уважение к Сталину и другим руководителям советского государства, к советскому строю. При Хрущеве нас власть заставила нас отречься от сталинизма и мы, не искушённые в политике, подчинились ликвидаторам мировой социалистической системы.

Я многое повидал на своем веку. Мальчишкой наблюдал, как восстанавливали корейцы свою страну после полувековой японской оккупацией. Молодым советским офицером в годы службы в группе советских войск в Египте видел миллионы нищих арабов в Египте, которым правили выживавшие из ума короли и банды египетских феодалов, буржуазных европейских жуликов и спекулянтов. Видел своими глазами на Синае последствия фашистского нашествия трех "великих демократий" Франции, Англии и Израиля на Египет в 1956 г.

Мне пришлось наблюдать своими глазами войну, которую вела мировая закулиса, вооружив сионистскую верхушку Израиля самым новейшим вооружением, против Египта в 1967-71 гг. на деньги американских      налогоплательщиков....

Да, порою Сталин был жесток. Однако он понимал, как никто другой в первой социалистической державе мира, что если в 1930-е годы Советский Союз не сделает рывка в создании тяжелой промышленности, если не доведет культурную революцию до конца, если не избавит страну от троцкистской элиты, захватившей в свои руки все исполнительные рычаги власти, социалистическое государство погибнет в новой войне, которую готовила мировая закулиса в самое страшное для «золотого миллиарда» десятилетие депрессии, нищеты и народного бесправия, чтобы спасти умирающую иудейско-христианскую западную цивилизацию.

Трудящиеся всего мира будут вечно с благодарностью вспоминать Сталина как спасителя человечества от коричневой чумы, от третьей мировой войны. И будет осуждать и ненавидеть Сталина тот один процент, которому он мешал господствовать над миром и кого изгнал из власти в социалистических странах.

НАРОД СТАВИТ НОВЫЕ ПАМЯТНИКИ СТАЛИНУ В НАШИ ДНИ!

В эти дни, когда все прогрессивное человечество 21 декабря отмечает 140-летнюю годовщину со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, устанавливаются новые памятники Вождю народов, проводятся научно-практические конференции.

84B34F95-68D5-48C8-B3B6-571E39D26219.jpeg На них обсуждаются многие проблемы современности, накопившиеся в постсталинские времена. Хочется верить в то, что докладчики выступают как русские интернационалисты и ведут обсуждения как марксисты в духе учения Сталина — ЛЕНИНИЗМА-СТАЛИНИЗМА.

Если говорить правду, ведь не Сталин изобрел классовую борьбу в обществе, основанном на частной собственности на средства производства. Ее изобрели рабовладельцы, феодальные князья и цари для установления своей диктатуры и охраны награбленной собственности над подчинившимся им трудящимся.

Если говорить пролетарскую правду, ведь не Сталин держал столетиями в крепостничестве и рабстве, невежестве, нищете и бесправии русский народ, а российская монархия, аристократия, дворянство, буржуазия, банкиры при опоре на преданных им церковников и интеллигенцию.

Не Сталин устроил "кровавое воскресенье" и "Ленские расстрелы" рабочих, а царь и русская буржуазия.

Не Сталин готовил и совершил либерально-буржуазный государственный переворот в феврале, а масон Керенский со «товарищами».

Не Сталин развязал братоубийственную гражданскую войну в России, а российская буржуазия и дворянство, ненавидевшие русский народ, да правящие круги 14 буржуазных, «цивилизованных» и «демократических» государств Европы, США и Японии.

Не Сталин оккупировал Европу, а Гитлер и управлявшая им Мировая закулиса. Сталин освободил Европу от коричневой чумы ХХ века, а Восточную Европу – от финансовой зависимости от империалистических держав Америки и Европы.

Не Сталин предал СССР, идеалы русской социалистической цивилизации, а генсеки от Хрущева до Ельцина и часть подкупленной западными спецслужбами партократии, вся пятая колонна и русскоязычные "дети Арбата".

Не Сталин предал Мировой социализм, Международное рабочее и коммунистическое движение, Международное национально-освободительное движение, а та корпорация партийных крупных и мелких бонз, которая правила сверхдержавой, начиная с Хрущева и Брежнева и кончая Горбачевым и Ельциным.

Сталин стал теоретиком и символом основ русской некапиталистической цивилизации, которая строилась под его руководством в СССР.

Такого высочайшего авторитета в массах, как у Сталина, не получил ни один буржуазный и пролетарский лидер в ХХ веке. Имена Ленина и Сталина навечно вписаны в летопись мировой истории.  

Сталин принял нищую, окровавленную Россию с сохой, крестьянскими восстаниями, с нэпманами и русскоязычными комиссарами из рук Ленина и передал ее своим последователям как великую сверхдержаву с атомной бомбой, с развитой промышленностью и сельским хозяйством, с мощными вооруженными силами.

При Сталине впервые в истории России была достигнута полная независимость союза пятнадцати социалистических республик от капиталистической эксплуатации.

При Сталине иностранные банки и транснациональные корпорации были лишены возможности вмешиваться в финансовую, экономическую жизнь страны и распоряжаться ее богатствами.

Своей жизнью и делами Сталин, возглавив ВКП(б)-КПСС, доказал на своих делах свою преданность народам СССР, России и Социалистическому Отечеству, идеалам марксизма-ленинизма, задачам освобождения мирового пролетариата от буржуазной эксплуатации.

При Сталине строились детские сады, школы, университеты, дворцы пионеров, заводские клубы. Он оставил советским людям в наследство бесплатное жилье, бесплатное здравоохранение, бесплатное образование.

Жаль, что мы тогда не понимали, что "социализм" Сталина (так он называл некапиталистический путь развития человечества), был лишь начальным этапом строительства русской некапиталистической цивилизации, в которой по закону не могло быть и фактически не существовало бы частной собственности на землю и природные ресурсы, заводы, фабрики, магазины, университеты, школы и научно-исследовательские институты.

Но понимало этого и  антисоветское руководство КПСС, развалившее великую социалистическую сверхдержаву. Далеки от понимания этого продолжающегося движения к русской некапиталистической цивилизации и нынешние правители России, пытающиеся безрезультатно то хитростью, то обманом «уничтожить учение о борьбе пролетариата за светлое будущее».

АНТИСТАЛИНИЗМ НЕ ПРОЙДЁТ

Не раз задумывался я над вопросом, почему родители признали советскую властьз, почему защищали родину с оружием в руках. Думаю – только потому, что любили свою Родину, свое Отечество так, как американцы любят свою американскую родину, евреи – Израиль, арабы – Палестину. Мое довоенное поколение советских русских людей тоже любило и любит по-своему свою Родину.

Сегодня реакционная либерально-буржуазная пресса клянет Сталина, приписывая ему все преступления, совершенные русскоязычными большевиками и националистами в СССР. Еще бы! Сталин – крупнейший политический деятель ХХ века. Он был руководителем мирового масштаба. Именно Сталин определял ход истории человечества в 1930-1950-е годы, и никто другой.

******

Все прогрессивное человечество в конце декабря этого года отмечает 140-летнюю годовщину со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. В коммунистических партиях и рабочих организациях в эти дни проходят научные конференции, посвящённые Вождю народов и его учению. Обсуждаются многие проблемы современности, накопившиеся в постсталинские времена, в духе учения Сталина — ЛЕНИНИЗМА-СТАЛИНИЗМА. .

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 7.

6FA16D64-C03A-4726-B81C-452130FDFBA3.jpeg

В этом доме на Сахарушке мы прожили более семи лет (1953-1960).

Глава седьмая. УССУРИЙСК — ГОРОД ЮНОСТИ МОЕЙ.

Зимой 1953 года отца перевели служить в город Уссурийск Приморского края. После красавца Хабаровска на Амуре город Уссурийск показался нам тихим, уютным, но провинциальным городком. В нем не было ни широких величавых проспектов, ни шикарных по тем временам магазинов. Все просто и по-деревенски!

Уссурийск – город моей юности. Этот второй по величине город в Приморском крае расположен в котловине между сопками на Приханкайской равнине в 112 км от Владивостока. Основан славянами в 1866 году. Они назвали село Никольским в честь св. Николая Чудотворца. В 1898 г. село было преобразовано в город Никольск-Уссурийский. В 1935 году он был переименован в Ворошилов в честь советского военачальника К.Е. Ворошилова. В 1957 году ему вернули старое имя "Уссурийск", и я помню, что мы писали на конвертах с письмами его название "Ворошилов-Уссурийск".

Это был крупный железнодорожный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали. В нем работали локомотиворемонтный, авторемонтный, бронетанковый ремонтный, сахарный, молочный, ликероводочный заводы.

В 50-х годах в городе проживало около 100 тыс. жителей.

Добрая его половина мужчин носила военную форму. Это был второй город после Владивостока по численности населения, количеству промышленных предприятий и культурных учреждений.

В нем работали драматический театр, несколько кинотеатров, заводских клубов и библиотек, танцплощадок, цирк, Дом офицеров с большой библиотекой и стадионом. Издавалась газета "Коммунар". Вещало по несколько часов в день местное радио.

Уссурийск славился тенистой улицей Некрасова, широким и коротким проспектом с клумбами цветов, ведущим к Дому офицеров, помпезному зданию с белыми высокими колонами и широкими окнами, окруженному большим парком и самым большим в городе стадионом с трибунами. Широкую площадь перед ним украшали клумбы с цветами, солидный железный решетчатый забор – портреты членов политбюро.

«САХАРУШКА»

В Уссурийске отец служил на Ремонтном бронетанковом ремонтном заводе, расположенным в пригороде, прозванным горожанами «Сахарушкой». Этот завод был построен до войны.

Мы жили в этом пригороде. Его отделяла от города широкая долина с одиноким мостом через реку Суйфун. Она не застраивалась из-за частых наводнений, когда мирная и спокойная речушка в начале осени взрывалась бурными потоками наводнения и превращала полгорода в Венецию.

Сахарный завод снабжал сахаром весь Дальний Восток. Осенью его территорию заваливали горами сахарной свеклы, и он работал в три смены. Неподалеку от него стояли небольшие заводики: рыбзавод, мясокомбинат, кирпичный завод.

В пригороде обитал рабочий люд, выживший в войну, перебивающийся хлебом, корюшкой (мелкой рыбешкой), которую покупал по дешевке в ларьке при рыбзаводе, а также картошкой и капустой с собственного огорода.

У рабочих и офицеров ремонтного завода были свои огородики на горе за автотрассой на Владивосток. Летом мама брала меня нередко на прополку картошки и капусты. Собранной картошки хватало нам на всю зиму. Кроме того, по примеру соседей мама солила целую кадушку капусты. Зимой почти каждый день я выбегал к сараю, открывал висячий замок, откалывал, кусок соленой капусты и приносил его на обед. Льдинки хрустели на зубах. Вкусная была капуста!

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6

Местная средняя школа на Сахарушке не блистала ни медалистами, ни дисциплиной. Безотцовщина и нищета не способствуют интеллектуальному развитию детей ни при социализме, ни при капитализме. Выпускники редко поступали в техникумы, вузы, военные училища.

Нас, пятерых старшеклассников, детей офицеров-управленцев заводской автобус возил в школу № 6, одну из лучших в городе. Лучших школ в городе было две: наша и 11-я. Лучшими — потому, что в ней работали учителями не только местные жительницы, но и жены офицеров, успевшие закончить университеты и пединституты в европейской части СССР, в то время, когда мужья заканчивали военные училища. Они носили красивые заграничные наряды, отличались хорошими манерами, казались местным жителям аристократками.

За хорошую учебу в седьмом классе я получил подарок – трехтомник произведений одного из основоположников советской научно-фантастической литературы А.Р. Беляева (1884-1942). Несколько раз я прочитал каждый его роман. Александра Грина я тогда еще не читал и ничего не знал о нем. Позже я с таким же удовольствием читал романы русского советского писателя-фантаста, философа-космиста и мыслителя И.А. Ефремова (1908-1972). Диссидентские романы братьев Стругацких я не любил. Писали они неряшливо. Прочитав один из их романов в начале 60-х, я, будучи студентом, написал маленькую заметку "Будут ли так говорить люди будущего?" и отправил ее в журнал "Звезда". Ее напечатали (1961.- № 8, С. 221). Разве можно их романы сравнить с романами А. Грина, И. Ефремова и А. Беляева? Никогда!

В школах, в которых я учился, мне редко везло на преподавателей литературы. Уроки скучные – для оценки. Привык самостоятельно искать хорошие книги в библиотеках.

А вот экономическую географию зарубежных стран я полюбил. Помню учительницу, преподававшую ее в девятом классе. Она любила свой предмет. Полюбили его и мы. Она приносила на каждый урок вырезки из журналов и показывала нам, как выглядят города разных стран мира. Я сидел на ее уроках, затаив дыхание. Я мечтал о путешествиях по планете. Представлял себя, идущим по улицам европейских городов. Она всегда говорила о чужих народах с восхищением и любовью. После увлечения английским языком и изучения Конституции СССР экономическая география зарубежных стран и особенно страноведение стали еще одним моим страстным увлечением на всю жизнь.

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В седьмом классе мы изучали Советскую Конституцию. Один урок в неделю. Хороший учебник. Он мне очень нравился. Я много раз перечитывал его, пытаясь разобраться в тонкостях социалистической демократии. Не знаю, чем объяснить мой интерес к политической организации общества. Возможно, потому что 5 декабря отмечался празднично — как День принятия Сталинской Конституции 1936 года, как День Великой Русской Социалистической Революции, как Первомай. Возможно, потому что во мне еще не остыли корейские впечатления.

Тогда я думал, что во всех странах такие же хорошие конституции, как у нас. Однако жизнь показала, что это далеко не так. Ни одна капиталистическая страна мира не может иметь социалистической демократии, то есть демократии для трудящихся.

По той Конституции впервые в человеческой истории трудящиеся классы получили права, которых не существовало тогда ни в одной капиталистической стране. Многие из них вычеркнуты из жизни в современной буржуазной России. Вот какими были права советского человека; я их заучил наизусть на всю жизнь:

1. Право на ВОСЬМИЧАСОВОЙ рабочий день.

2. Право на ежегодный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск.

3. НЕВОЗМОЖНОСТЬ УВОЛЬНЕНИЯ работника по инициативе администрации или хозяина, без согласия профсоюзной или партийной организаций.

4. ПРАВО НА РАБОТУ и возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом, причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.

5. Право на БЕСПЛАТНОЕ общее и профессиональное ОБРАЗОВАНИЕ, как среднее, так и высшее.

6. Право на БЕСПЛАТНОЕ пользование детскими дошкольными учреждениями, детскими яслями, детсадами, пионерлагерями.

7. Право на БЕСПЛАТНОЕ медицинское обеспечение здравоохранение.

8. Право на БЕСПЛАТНОЕ санаторное и курортное лечение.

9. Право на БЕСПЛАТНОЕ жилье.

10. Право на СВОБОДНОЕ высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны.

11. Право на ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВА от произвола местных начальников и чиновников.

12. Право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд к месту работы или учебы по индивидуальному оплачиваемому государством проездному документу.

Найдите мне на карте мира капиталистическое государство, в конституции которого всем гражданам гарантированы точно такие же права!

Советская Конституция учила нас видеть мир не так, как видит и толкует его космополит, — с точки зрения личностной свободы, а с классовой позиции интернационалиста — свободы  трудящихся, не эксплуатируемых богатыми паразитическими сословиями. Мир людей может быть справедливым, только в одном случае: если он основан на общенародной собственности на природные ресурсы и средства производства. В государстве не должно быть ни богатых, ни бедных. Только тогда достижимо социальное равенство.

В советском обществе вопрос о социальном и национальном равенстве решался несколько раз, но так и не был решен за 70 лет окончательно. Их решение занимает гораздо больший период времени — не одно, а, вероятно, нескольких столетий.

****

Перечитывая учебник по Конституции СССР, я постоянно наталкивался на имя Сталина. И хотя о нем много рассказывали учителя истории и литературы, я взял том его биографии в библиотеке и прочитал его. Этот том в коричневом переплете стал первым в ряду политических работ, прочитанных мною еще в школьные годы. Изучение трудов Сталина помогает человеку выработать четкое классовое миропонимание.

Вот, например, как понимал равенство Сталин в 1934 г.: равенство – это не уравниловка, а процесс уничтожения классов; это освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации; это отмена частной собственности; это равная обязанность всех трудящихся трудиться за заработную плату во любой области народного хозяйства. Равенства не может быть только во вкусах и потребностях людей.

До настоящего времени троцкисты, так называемые социал-демократы и банкиры не могут простить Сталину этой САМОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ в МИРЕ. И никогда НЕ ПРОСТЯТ.

Идеальной демократии не бывает – учил Сталин. Она может быть либо свободой и демократией для богатых, для буржуазии, и тогда вся полнота власти находится в руках кучки банкиров и владельцев глобальных корпораций; либо — свободой и демократией для трудящихся народных масс и тогда вся власть сосредоточена в руках только трудящихся и Советов народных депутатов.

Демократия — это развивающийся процесс, а не лозунг и не постоянная величина. Даже демократия в СССР на разных этапах его истории была разной. Ее уровень стал понижаться уже при Хрущеве. Самый низкий уровень социалистической демократии отмечен при Горбачёве. Ее убийцей стал Ельцин.

Буржуазная демократия – это постоянная война банкиров и корпорократии с трудящимися массами...

Фото:

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 5.

H61ACDAA5-3640-4FEA-A203-82E52EB380B7.jpeg  

Пионерский лагерь на Чёрной речке под Владивостоком. 1951 год

Глава пятая. ПИОНЕРСКИЕ БУДНИ.

В Барабаше в сельском домике располагался книжный магазин. Я бегал мимо него в школу. Иногда останавливался полюбоваться на новые книги, выставляемые в витрине-окне. В том магазине я купил первую в своей жизни книгу. Это был роман Битчер Стоу "Хижина дяди Тома". Он стоял на нижней полке. Красивая цветная мягкая обложка.

Я попросил тётю показать мне книжку. Она подала, и я долго рассматривал ее. Она приятно пахла типографской краской. Она мне так понравилась, что я не хотел с ней расставаться. Я спросил, сколько она стоит, и побежал домой за деньгами.

Я недолго упрашивал маму.

– У нас нет книг в доме.

– А Твардовский? А "История ВКП(б)". Все время переезжаем. Что тебе библиотек мало?

– Но это будет наша книга. Ты не знаешь, какая это интересная книга! И ты ее прочитаешь и папа. Мы будем давать ее соседям. Не покупай мне сладостей. Их съел и ничего не остаётся. А книга останется у нас надолго. На всю жизнь.

Мама посмеялась и дала деньги. Я вскочил на велосипед и помчался в магазин. Боялся, что ее может купить кто-то другой. Слава богу, никто не купил.

Привез домой и долго ее рассматривал. Перечитывал ее не раз. Плакал. Мне было жалко бедных американских негров, над которыми издевались белые рабовладельцы. Белые, как я, а такие гадкие. Как можно унижать так человека?Продавать негра как вещь? Ужас! До чего докатилась эта страна, такая страшная Америка?!

С томиков Твардовского, да Битчер Сноу начал я собирать свою домашнюю библиотеку и продолжаю наращивать коллекцию до настоящего времени. С дяди Тома и Тома Сойера началось мое знакомство с американской классической литературой.

Любил перечитывать "Уральские сказы" Бажова П.П., нашего знаменитого земляка. Сколько раз я смотрел фильм "Каменный цветок", снятый по его сказке, – не меньше, чем "Чапаева" и "Щорса".

Вот оказывается какие были народные умельцы на моей малой родине и гениальные писатели. А лежа вечером в кровати, я выдумывал сказки о том, что Хозяйка Медной горы по сей день живет в Уральских горах. Когда мы ездили в отпуск поездом с Дальнего Востока и поезд шёл спокойно мимо высоких гор, я мечтал о том, что стану геологом и найду кучу драгоценных камней для страны, для народа!

— БУДЬ ГОТОВ! — ВСЕГДА ГОТОВ!  

В школе и в каждом классе в годы нашего детства и юности создавалась октябрьская или пионерская организация. В первом классе мы становились октябрятами в честь Октябрьской революции и носили на груди красную звездочку. В пятом классе нас принимали в пионеры, и мы с гордостью носили красные галстуки, что "цвета революционного знамени одного". В старших классах мы вступали в комсомольскую организацию и носили значки с эмблемой этой организации на груди.

Во всех этих общественных организациях нас учили основам коммунистической морали. В них мы усваивали азы коллективизма и товарищества. Мы демократически избирали своих лидеров и выполняли их поручения. Председатели октябрятской и пионерской организации в каждом классе носил знак отличия — две красных лычки на рукаве.

В пятом классе меня приняли в пионеры. Я с гордостью носил красный галстук. Когда я шёл по улице, мне казалось, что все люди смотрят на меня и мой красный галстук.

После уроков активисты собирались в пионерской комнате. Обсуждали планы работы. Слушали советское радио.

Родители мечтали дать мне высшее образование. Они воспитывали меня: люби нашу Советскую Родину! Бери пример с лучших! Не лезь в плохую компанию! Не хулигань! Береги время! Не бездельничай! Каждую минуту трать на полезное дело! Думай своей головой, а не чужими мозгами! Не жадничай! Делись всем с товарищем! Служи Отечеству!Не обижай малышей и девочек! Помогай слабым!

Мы принимали активное участие в самодеятельности – пели народные, революционные и военные песни, плясали танцы народов СССР (русскую Барыню, украинский Гопак, Молдовеняску и др.), укрепляя тем самым дружбу между народами и воспитывая себя в духе социалистического интернационализма.

По праздникам мы выступали с концертами художественной самодеятельности в школе и в полковых клубах перед солдатами. Пели и плясали. Я исполнял песню про героев-пилотов, покорителей Арктики. Солдатики с благодарностью нам аплодировали.

Нас воспитывали в духе патриотизма, любви к нашей Социалистической Родине; бескорыстному служению советскому народу, преданности делу Коммунистической партии и рабоче-крестьянскому правительству. "Один за всех – все за одного!", "Борьбе за дело Ленина и Сталина будь готов! – Всегда готов!", "Учиться, учиться и ещё раз учиться!".

Нас учили смотреть на мир глазами трудящихся – рабочих и крестьян, в руках которых государство сосредоточило все богатства страны. Нас учили любить труд, быть любознательными; учили осуждать любые проявления эгоизма, индивидуализма, национализма.

Нас учили уважать борцов за дело рабочего класса, борцов с колониализмом, с буржуазией. Мы осуждали фашизм, милитаризм. Мы ненавидели буржуазию, эксплуатацию человека человеком.

В старших классах мы с удовольствием читали стихи и поэмы Маяковского, в которых он прославлял Ленина, социализм, революцию. Мы мечтали повторить подвиги молодогвардейцев, Павки Корчагина, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев Гражданской и Великой Отечественной войны. Мечтали стать офицерами, инженерами, геологами.

В каком бы посёлке или городу мы не проживали, дети играли на улицах, во дворах, практически без присмотра старших. Я не помню случая, чтобы кого-то из детей украли педерасты. Если бы такой нелюдь вдруг объявился – взрослые разорвали бы его на мелкие кусочки. И правильно сделали бы! Самосуд – лучший способ оздоровления общества от этих нелюдей и подонков.

Нас учили настоящей, чистой, романтической любви к девушке, уважении к женщине. Безнравственное поведение осуждалось в юношеской и взрослой среде. Половая распущенность строго наказывалась общественными и партийными организациями. О существовании гомосексуалистов, лесбиянок, о педерастии я узнал из литературы только в студенческие годы.

Моральный кодекс коммуниста на порядок выше иудейско-христианских заповедей. Как эти заповеди реализуются сегодня — мы видим сегодня в Европе и Америке. Голяком маршируют по улицам. Регистрируют однополые браки. На улицах городов тучи проституток, ночные клубы. А педерасты-кардиналы и педерасты-члены парламентов! А продажная пресса!  

Ворам, мошенникам, жуликам всех мастей и педерастам отводились койкоместа в лагерях и тюрьмах, как и положено в здоровом обществе. Их тоже было немало в наши дни.

Цель коммунистического воспитания – формирование гармонично и всесторонне развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство в обществе, основанном на общенародной собственности на землю, ее богатства, средства производства. Формирование нового некапиталистического сознания в социалистическом обществе возможно при благоприятных условиях в течение очень длительного времени – нескольких столетий. Человечество слишком сильно заражено мелкобуржуазной психологией.

Я не могу представить, что думают российские учителя когда  видят на улицах своих бывших учеников – вчерашних школьниц, зарабатывающих проституцией, вчерашних школьников – охраняющих бандитов и мафиози, тех и других – слугами новых господ, наживших богатства грабежом, спекуляцией, обманом, убийствами конкурентов. Ох и трудно учителям вести воспитательную работу в дичающим на глазах буржуазном обществе...

НАСТОЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

Как-то раз возвращаясь из очередной командировки в Уссурийск отец привез мне настольный театр-сказку в коробке. Вечером мы с ним вырезали ножницами всех героев и декорации. Склеили театральную сцену.

На следующий день я собрал друзей и показал им свой картонный театр. Поставил его на табуретку, сам вел подготовленный рассказ и сам двигал фигуры. Мальчишки и девчонки, раскрыв рты, смотрели мой картонный спектакль.

В другой раз отец привез мне из командировки фильмоскоп и несколько сказок-диафильмов в рулончиках. Приставляешь к глазу смотровую линзу и рассматриваешь на свет из окна кадры диафильма. Читаешь подписи под каждым из них. Получалось домашнее кино!

Кто только не любовался моим сокровищем! Попытался спроецировать кадры на белую стенку лампочкой изображение получалось размытым. Со временем у меня накопилось русских сказок и былин штук двадцать – все в круглых коробочках. Я знал их все наизусть.

****

Первые игрушечный конструктор мы купили вместе с папой во время его командировки в Уссурийске (он взял меня с собой). Военторг располагался на первом этаже генеральского дома на Пушкинской улице.

С каким удовольствием я собирал стулья, машины и самолеты из одних и тех же деталей – узких длинных планочек с дырочками, скрепляя их между собой в определенном порядке винтиками и гаечками на радость папы и мамы. Детей надо занимать полезными делами – вот было их правило.

Надо вспомнить еще и о том, что политотделы в воинских частях занимались воспитательной работой с женами и детьми военнослужащих. Летом при Доме офицеров в Барабаше политотдел открывал дневной пионерлагерь. С утра мы играли, пели песни, рисовали, гоняли футбол под присмотром пионервожатых и воспитательницы, в два часа дня расходились по домам на обед.

Из Барабаша я ездил в настоящий пионерский лагерь. Несмотря на трудности, промышленные предприятия, школы, крупные колхозы в складчину, воинские части открывали для детей летом пионерские лагеря. Платили за месяц пребывания подростка  в лагере копейки.

Лагерь для детей военнослужащих открыли на Черной речке под Владивостоком. Он располагался в лесу. До моря было далековато – несколько километров. Возили нас к морю почти каждый день в кузовах военных грузовиков. Работали в лагере студенты пединститутов. Физруком работал советский кореец.

Меня с детства тянуло к книгам, кино, музыке и театру. Мы знали и пели все пионерские, революционные и военные песни. Сколько спектаклей по книгам, сколько драм и комедий мы могли слушать! Сколько патриотических и революционных кинофильмов мы посмотрели в детстве! Все! Без исключения.

УВЛЕЧЕНИЕ ПОЗИЕЙ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

Вскоре дивизию, в которой служил отец, перевели в село Занадворовка, расположенной неподалеку от Барабаша. Командовал дивизией Герой Советского Союза генерал-майор Лященко Н.Г. (1910-2000)

Школа в селе была большая, двухэтажная. Я уже учился в шестом классе. Когда мы читали "Песню о купце Калашникове" М. Ю. Лермонтова, учительница задала нам задание — написать домашнее изложение. Два дня я прибегал из школы и сразу садился писать. Изложение я писал своими стихами. Исписал целую тетрадь. Сдал её. Ждал, что учительница похвалит меня. Но она молча подала мне тетрадь. Я открыл  её — двойка: пять грамматических ошибок. Те, кто написал по две-три странички и не стихами, получили хорошие оценки. Не справедливо! - решил я.  

Глатая слёзы, я шёл в тот день домой.

Я долго хранил свой первый графоманский опус: он мне нравился, и я не раз перечитывал его. А что если у меня есть какие-то писательские способности? – спрашивал я себя. С поэзии Лермонтова и Пушкина началось мое увлечение русской поэзией...

****

В Занадворовке мы прожили недолго. Я успел подружиться с местным пареньком Эдиком. Его родители работали в колхозе. Отец построил небольшой домик. Мы с Эдиком любили гонять голубей. Они жили у него на чердаке.

Приятно было подолгу сидеть на порожке дверцы, ведущей на чердак их частного дома, и мечтать о далеком будущем.

— Кем ты хочешь стать?

— Конечно, военным.  

— Офицером?

— Как папа. Надо же кому-то защищать Родину от врагов социализма. Сколько я себя помню, мы живем в гарнизонах. Кругом одни военные – солдаты и офицеры. Папа утром уходит в штаб и возвращается поздно вечером. И так каждый день. Быть военным – это трудно, но почетно. А ты?

– Я? Машинистом паровоза.

– Почему?

– Хочу посмотреть мир, жить в городе. Мой дядя работает на железнодорожной станции в Уссурийске. Мы ездили к нему. У него большая комната в большом доле. Город красивый. Много людей. Все хорошо одеты. Магазины кругом. А ты бывал в городе?

– Бывал. В Уссурийск ездили. В Корее жили в городах. На Урале мне понравился Магнитогорск. Там живут металлурги. У меня дядя сталевар. Какой красивый проспект Металлургов. Колоны, лестницы, дешевое мороженое и сладкий морс...

Наша дружба продолжалась и после нашего отъезда в Хабаровск. Мы переписывались, делились новостями. Закончив семилетку он заехал к нам в Уссурийске по дороге в ПТУ на учебу. Решил выучиться на машиниста паровоза...

Таким было советское детство у миллионов советских детей в те трудные годы жизни нашей Родины. Она залечивала раны, нанесенные ей империалистическими государствами Запада в годы Великой Отечественной войны...

Фото:



Новости
24.02.2020

Грибоедова вспомнят в «Библио-Глобусе»

225-летию со дня рождения классика посвятят вечер в книжном.
24.02.2020

Олег Хлебников в МДК Арбат

На Новом Арбате состоится творческий вечер поэта.
23.02.2020

Захар Прилепин против Юрия Хоя

Писатель выступил против установки в Воронеже памятника покойной рок-звезде.
22.02.2020

Американец получил медаль Пушкина

Владимир Путин наградил поэта и переводчика Джулиана Генри Лоуэнфельда.
21.02.2020

«Читаем Абрамова»

В «Российской газете» пройдет презентация видеокниги, посвященной творчеству знаменитого писателя-почвенника.

Все новости

Книга недели
В лучах рабочей лампы

В лучах рабочей лампы

Эта книга впервые объединила под одной обложкой все поэтические переводы Марины Цветаевой
Колумнисты ЛГ
Сазанович Елена

Неотверженный

Он прожил 83 года. Немало! Из них – почти 70 лет писал.

Евстафьев Дмитрий

По закону или по понятиям?

Удивительная история случилась с поправками в Конституцию.

Болдырев Юрий

На вид всё красиво

Любите ли конфеты с гвоздями?

Крашенинникова Вероника

Не отдать «карликам»

В политике есть события, которые срывают маски и расставляют всё по местам.

Сазанович Елена

Горе уму

15 января Александру Сергеевичу Грибоедову – ни много ни мало – 225 лет стукнуло...