Мало кто знает, но Александр Сергеевич Пушкин был хорошо знаком с английским искусством кулачных боев. В этой статье мы расскажем о том, где Пушкин мог познакомиться с боксом в начале 19-го века, а новости бокса века 21-го вы можете узнать на сайте Всепроспорт.
В своих воспоминаниях князь Павел Вяземский писал: «В 1827 году Пушкин учил меня боксировать по-английски, и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать, последних вызывал даже действием во время самих танцев. Всеобщее негодование не могло поколебать во мне сознания поэтического геройства, из рук в руки переданного мне Пушкиным».
В 1827 году Вяземскому было 7 лет, а Пушкин дружил с его отцом – князем Петром Андреевичем – и часто был в доме Вяземских, где, очевидно, и учил юного Павла. Однако где учился боксировать сам Александр Сергеевич?
Каноничная версия
По одной из версий, поэт читал сборник «Боксиана; или очерки о древнем и современном боксе». Пирс Иган издал его в пяти томах с 1813-го по 1828-й годы. Эту теорию предложил в 1960-х годах польский писатель Лукаш Едлевский.
Иган – английский писатель и журналист, получивший известность благодаря очеркам о жизни спортсменов в Лондоне и репортажам. По мнению Едлевского, собрание очерков Игана было переведено с английского на французский: в этом виде оно дошло до Пушкина, который в совершенстве знал язык.
Вполне возможно, что интерес к боксу Александр Сергеевич позаимствовал у Джорджа Байрона, которому старался подражать. Английский поэт еще до Кембриджа боксировал с частным учителем – бывшим чемпионом Англии Джексоном.
Но «Боксиана» – это не сборник правил и не учебник по технике. Там собраны рассказы об английских спортсменах: истории из жизни, описания выступлений, правила питания и некоторые методики тренировок, рассчитанные для профессионалов. То есть научиться азам по этой книге невозможно – даже если разглядывать все иллюстрации Крукшенка.
Генерал-англоман
Вполне возможно, что Пушкин обратил внимание на бокс во время южной ссылки. Поэт часто бывал в доме «англомана», новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Воронцова, того самого, на которого поэт обрушил едкую эпиграмму «полу-милорд, полу-купец, полу-мудрец». А в окружении Воронцова могли оказаться люди, знакомые с боксом.
Человек, знакомый с боксом, вполне мог оказаться и в компании самого Пушкина. Поэт хорошо общался с военным чиновником Михаилом Щербининым. После войны с Наполеоном он в составе отряда Александра I прибыл в Англию в 1814 году. Британский историк Генри Даунс Майлс писал, что в честь прибытия иностранных гостей в Лондон англичане устроили боксерский перфоманс – несколько показательных поединков. Особенно ярко себя показывал тот самый Джон Джексон – чемпион Англии и основатель местной академии бокса.
Щербинин – главный кандидат на то, чтобы вывезти бокс из Англии в Российскую империю для Пушкина. Либо переняв опыт у спортсменов, либо привезя книгу, по которой, в отличие от «Боксианы», как раз можно было научиться: «Искусство защиты с помощью рук, или система бокса, понятно объясненная в серии уроков».
Пушкин научился боксу у моряков
Еще одна простая теория заключается в том, что Пушкин мог научиться боксу в Одессе. Возможно, об этом боевом искусстве ему рассказал кто-то из жителей портового города. Самые очевидные кандидаты – моряки, ходившие в заграничное плавание и, соответственно, узнавшие о боксе на Британских островах.