В Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского театральный сезон откроется музыкально-драматической постановкой при участии народного артиста России Валерия Баринова и актеров Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова.
17 октября в 19 часов состоится премьерный показ музыкально-драматического спектакля «Угрюм-река – жизни океан» при участии Народного артиста России Валерия Баринова и актеров Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Премьера пррйдет в рамках проекта «Новому веку – новые имена» при поддержке Российского фонда культуры.
Авторы постановки смело экспериментируют с формой, превращая эпическое литературное полотно – «сибирскую эпопею» В. Шишкова, в камерную интерпретацию. При этом структура романа не нарушена – спектакль полифоничен: элементы детектива, мистическая составляющая, комедийные абзацы, таежные пейзажи, любовная драма и симфоническое звучание фортепианного квинтета Д. Шостаковича. Крупными мазками, густыми и яркими красками пишется черновик, выстраивается сюжет – образы, характеры, зарисовки выступают предвестниками романа.
Подобно потоку Угрюм-реки, жизнь Прохора Громова мчится с небывалой скоростью, совершая головокружительные и крутые повороты. В судьбе главного героя свершается многое – в пору юности он мечтает «жить не для себя, а со всеми и для всех». Его манит тайга и вот уже купец золотопромышленник Прохор Громов строит заводские корпуса, паромы, мосты, корабли, «а кругом этого промышленного уголка, бог весть какими чарами поднявшегося из земли, разливное море уходящей во все стороны тайги». Он в силе, в могуществе, но что лежит в душе его камнем? Прохор Громов казнит себя за то, что не он победил жизнь, а жизнь победила его. «Я когда-то беззаветно любил Анфису и верил ей, но я умертвил ее. Я любил и верил Ибрагиму и предал его. Я любил волка, но и тот возненавидел меня. Я никого не люблю, я никому не верю».
«Запрос на театральные постановки в концертном пространстве сегодня повсеместно. Это тот формат, где режиссерская фантазия не преломляет замысел автора до той степени, когда подчас произведение не узнать. Поэтому зритель идет к нам за правдой–за подлинностью чувств, за красотой и богатством русского языка, за дыханием эпохи, за щемящей болью с оттенком светлой печали по имени русская душа», – рассказала «ЛГ» автор проекта, режиссер Анна Айрапетянц.
Цикл музыкально-драматических постановок отличает новый художественный формат, сочетающий в себе лучшие традиции театральной «классики» и элементы современной режиссуры. Одноактное действо в камерном жанре, где музыка и слово главные составляющие. Здесь в полной мере раскрываются индивидуальность и творческий потенциал артиста. Здесь по-новому открывает для себя зритель глубину, драматизм, разнообразие русского языка. Дополнительные художественные средства–костюмы, декорации, свет сведены в этом формате до минимума. Легкими штрихами они лишь дорисовывают образ главного героя-артиста и добавляют необходимые подробности в создании атмосферы «русского мира» эпохи XIX-начало ХХ веков.
В спектакле также заняты Екатерина Нестерова, Георгий Иобадзе, «Новый Русский квартет».
Софья АНДРЕЕВА
«ЛГ»-досье
С 2016 года проект «Новому веку – новые имена» при участии выпускников Академии кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова выпускает серию музыкально-драматических спектаклей, посвященных великим русским писателям и их творческому наследию: «Олеся. Июньских дней рассказ» по повести А.И.Куприна; «Цветы запоздалые. Маленький роман» по повести А.П.Чехова; «Идиот. Оплаканный грех» по мотивам романа Ф.М.Достоевского; «Анна Каренина. Та самая страсть» по мотивам романа Л.Н.Толстого и другие. Каждая из премьер состоялась на сцене Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского с аншлагом.