Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2025 г.
  4. № 42 (7006) (22.10.2025)
Телеведение Литературный резерв

Человек с ружьём

23 октября 2025
Кадр из фильма «Старое ружьё», 1975

Шеремет Фёдор

Окончание Второй мировой войны, думается, оставило в душе французов некий комплекс неполноценности. Всё-таки их страна быстро и с треском проиграла Гитлеру. Среди наиболее известных предателей-коллаборационистов также немало французов; у русских были Власов и Краснов (хотя последний гражданином СССР, конечно, не был), у англичан – Мосли и «Лорд Гав-Гав», у французов – целая россыпь: Дорио, Лаваль, Сабиани, Барбе, конечно, престарелый национальный герой Петен… а почти вся столичная богема поимённо перечислена в парижских записях Эрнста Юнгера.

Короче говоря, по-настоящему французы могли гордиться только заграничным де Голлем, «Нормандией – Неман» и знаменитым Сопротивлением. Последнее (в широком смысле, вплоть до «дерзких красных платьев» и буквального «Молчания моря») стало как бы апологией всей нации – не то чтобы это уникальный случай. Так было почти со всеми оккупированными странами, но Франция в силу своего необычайно сильного кинематографа смогла многие «апологетические» фильмы оставить в истории. «Битва на рельсах», «Мари-Октябрь», «Большая прогулка», «Последнее метро»… Кроме первого клемановского фильма, они, впрочем, трактовали Сопротивление скорее как образ жизни, не слишком даже обременительный: заседания мятежных ячеек происходили в громадных особняках, товарищей узнавали по напеву Tea for two, а евреи прятались во вполне комфортных и изящных, как всё у французов, подвальчиках. Один только бунтарь Луи Маль снял в 1974-м «Лакомба Люсьена» о деревенском пареньке, которого не взяли к себе партизаны, но приветили в гестапо.

Нас, однако, интересует фильм, вполне отвечающий национальному мифу, – «Старое ружьё» Робера Энрико. Ружьё это, пальнувшее в 1975-м, фактически наследует американским би-муви про крутых парней, мочивших (иначе не скажешь) немецких «наци» сотнями. Только тут (французы всё-таки сполна наделены как юмором, так и вкусом) немцам мстит не тестостероновый силач с сигарой в зубах, а интеллигентный пухлый доктор, который, потеряв в схватке очки, вынужден блуждать по своему захваченному дому в поисках замены (этакий доктор Гаспар Арнери). Хотя какой дом – настоящий замок, полный тайных ходов и полупрозрачных зеркал. Мсье Дандье (в исполнении одного из лучших европейских актёров Филиппа Нуаре), впрочем, не Джон Уик и мстит не за дом, а за семью. Дочку-отличницу в традициях «Радуги» Донского застрелили, а очаровательную супругу (целую Роми Шнайдер) аж сожгли из огнемёта, причём показано всё это в подробностях, без стыдливых панорамирований. (На самом деле французы всегда любили «пикантное» насилие – в финале «Верного сердца» Жана Эпштейна окровавленная голова негодяя опускается рядом с детской колыбелькой.)

Добрый доктор, до того лавировавший между немцами и партизанами, тут выходит на тропу войны: запирает нацистов в замке и начинает методично истреблять с помощью отцовского ружья. В картине довольно много несколько надуманного символизма (немцев даже зеркала не терпят: один в нём – вылитый монстр Франкенштейна, другой вообще погибает от собственного отражения), тягучих и туманных ретроспекций (несколько в духе «Встречи двух сердец» с недавно почившим Робертом Редфордом), но в итоге это именно что «эксплотейшн», и последнего врага недаром сжигают из того самого огнемёта. Сорок четыре года спустя у Тарантино сжигать нацистов будет Леонардо ди Каприо, так что извечный круг вновь замкнулся. Французы придумали «Фантомаса» и прочих «Вампиров», американцы сняли с них маски и превратили в гангстеров, французы после войны влюбились в Голливуд и запустили «Новую волну», американцы подсмотрели и стали деконструировать свои жанры, родив попутно эксплотейшн, французы добродушно над ним посмеялись, а потом смехом заразились и за океаном.

Только французы, конечно, никогда не забудут, что первыми были всё-таки они.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Толкование приключений

    20.09.2025
  • Прощай, бутылка

    22.08.2025
  • Авангард и авангардность

    17.07.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    20.06.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS