1 мая 2014 года исполнилось бы 85 лет Георгию Гачеву – литературоведу, философу, культурологу, «интеллектуальному путешественнику» по национальным вселенным. Уже шесть лет, с момента трагической гибели, идёт символический отсчёт времени – в пространстве памяти.
Мыслитель универсалистского склада, «всечеловек», чувствовавший себя дома в разных культурах, Георгий Гачев оставил след не только в области гуманитарных наук. Стремясь к обретению целостной картины мира, он выстраивал мост между гуманитарностью и естествознанием, между науками о природе и науками о человеке. В пространстве «жизненно-философского дневника», который вёл Гачев на протяжении 45 лет, неразрывно сплетаются опыты частной жизни и творческое усилие мысли, извлекающей смыслы из каждого сегмента бытия и истории.
ЕВРАЗИЯ. ЕЁ ИДЕЯ
11.3.99. <…> Сама гигантская равнина Севера Евразии единит: до пояса гор: Тибет, Алтай, Тянь-Шань, Памир, Кавказ – одни ветры гуляют, реки великие, климат. Нет гор-препятствий единению-проникновению и взаимовлиянию – земледельцев, кочевников, русских, тюрок. Природа, Космос – задаёт общую Судьбу и стиль жизни. Спиной к горам и спиной к воде-морям. Тут космос кочевника, земледельца и горца – основные таковы образы хозяйствования. Только народы-мореходы не представлены, не их дело. <…>
Итак, если идти от Космоса, Природы, воли Матери(ка) Земли – тут естественно образоваться большой стране, общему образу жизни, цивилизации, культуре. Как и сложились: Россия-«империя», Советский Союз. Теперь на очереди – Евразия. Как новая большая светская суперидея, что поверх разных этносов и религий может единить территорию и людей.
Теперь, после развала СССР и Югославии – понимаешь, как идея Социализма Коммунизма как секулярная сверхидея была живительна и полезна и цивилизующа – в регионах, где разно-природные этносы с потенциалом животно-звериных цапаний, а также – разные веры – тоже с убийственным фанатизмом. Большая секулярная идея не вторгалась в прерогативы идей национальных и религиозных, но приглушала их односторонности, давала поверх них новую идеологию и смыслы бытия – в гражданском обществе, в культуре. Таковой большой секулярной идеей является и Демократия, и Рынок. И «Третий путь», который ныне социалисты для Новой Европы, общего рынка и валюты «евро» – как синтез социализма и капитализма – пропагандируют. <…>
«Евразия» – и может на пространстве бывшей России-империи и СССР занять место этой секулярной суперидеи, что могла бы объединить тут людей разных этносов и вер – в творчестве общей цивилизации. Только чем её наполнить – чтобы вдохновляло, как имели эту силу Патриотизм величия России или Коммунизм, как Все-Любовь и разрешение социальных недугов в Человечестве как семье? <…>
Очевидно, надо попробовать прикинуть будущие процессы в новом веке и тысячелетии третьем на планете Земля – и какое место-роль тут выпадать могут на наше «местообитание».
Кажется (и хочется так думать-верить), что вектор патриархальной индустриальной цивилизации, чемпионом чего является Америка-США, упрётся в бунт Природы Земли и Жизни, которая затребует – приостановить безудержное механическое изнасилование тела Целого ради товаров и денег – и снова должны восценить – Землю как Великую Матерь, а с тем – Женское начало, Жизнь, Рожание, Любовь, Свободное Время – не для механического производства, не для – Количества, а для Качества Жизни. Для истинных ценностей. А они – просты: Здоровье, Любовь, Дух, Ум, Творчество. И для того – Свободное Время, а не взгляд на него – как на сырьё для превращения в Деньги.
Нет, два способа жить хорошо: иметь много средств – или иметь мало потребностей. Мудрец избирает второе. Ибо потребность – нужда, зависимость. А стиль американизма – плодить всё новые и излишние потребности – и ради них убивать жизнь в стрессе на работе за заработок.
Так вот: наш образ жизни на Севере Евразии как раз приучил нас довольствоваться малым в материальной низовой сфере, зато ценить свободное время, беседу, жизнь, культуру. Мы – по климату – лишь полгода лето работаем на тело – и собираем один урожай (тогда как в Европе – два, а в США – три, т.е. круглый год вкалывают на тело). А мы – зимой на печи, в юрте – сказки рассказываем, песни поём, великую Литературу, Музыку созидаем, беседы заполночь «русских мальчиков»: о смысле – жизни – ценность же!..
ЭТНИЧЕСКОЕ, РЕГИОНАЛЬНОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ
19.1.2000. Этнос – это порода живых существ – как волк, берёза – животно-природные отличия организма данного наРОДа.
Региональное – внешне-пространственное сходство – по обитанию в регионе природы, космоса: степи, горы, проч. …
Национальное – уже сложная целостность – по энтелехии: с начала до конца данной целостности, многослойна, включает и Историю, Культуру, социум, государство – может быть… Если Региональное – пространственное, горизонтальное, то Национальное – включает Время, вертикаль, толща.
– А когда начинается Национальное?
– Когда появляется структура. Различение слоёв по вертикали. Господствующий слой – воины, дружина и т.д. И далее – усложнение, разветвление.
Национальное – целостность с начала до конца существования данной космо-исторической целостности. Вот и Россия – ещё в пути, и мы, в нынешнем срезе, знаем прошлое и настоящее. А ведь что-то ещё будет в ней, с нею. И осмысление Национального должно принимать в расчёт и это возможное будущее, спроецировать его – по Энтелехии, целевой причине: совершение целиком. Потому ищут «Национальную ИДЕЮ» – имея в виду волю-импульс от Будущего ещё становления, идущий к настоящему: воление чем быть, стать...
Национальное – процессно. Что-то появляется: например, своё государство, исчезает, – необязательно. Пунктиром всё. Но во всём некий свой Инвариант просвечивает – и его улавливать в сложных и тонких проявлениях (Философия, Музыка, Декарт, Достоевский) – особый интерес и азарт.
ТРАГЕДИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
23.12.2000 <…> Ныне трагедия письменного слова, речи. И вообще – гипертрофия устного слова – говорение: и все эти «ток-шоу» – и слова девальвируются, и на театре не учат дикции, в устах каша, смысл слова не доносится, а главное – сопровождение слова – телодвижением, прыжком, мимикой. <…>
Идёт натиск на Язык – как средство мышления, серьёза, мысли. И с тем вместе – на писание, литературу, чтение.
Как средство Информации теперь язык понимают, а для того уже и не нужна материя языка – его звучание, долгота слова, а свести – к ЗНАКУ. <…> Свести слово ко знаку = лишить его тела, материи, звучания и самости. И недаром это в Америке (Пирс!), где всё – как функции, инструменты в ургии – рассматривается: прагматически <…>.
И вот русский язык зажат меж двух тенденций:
Первая – расплёвывание с серьёзной советской и русской классикой: со Словом России как первой действительностию/ценностию русской жизни, главным, что произвела, – великую литературу. Шуткуют нынешние пародисты-иронисты, постмодернисты – вообще и в мире. Обратить в смех – и зачем писать и читать? Перформанс!..
<…> Исчезло благоговейное отношение к тексту – идёт деконструкция текстов и произведения – в постмодернизме – у нынешних умников. И тут тоже вина – Науки: языкознания и литературоведения, культурологии: все вроде бы поняли, как ЭТО делается, образовались, «как СДЕЛАНА «Шинель» – и давай мастерить, играть – из элементов классики своё выделывать. Не боги горшки обжигают! <…>
А с другой стороны – натиск компьютерной цивилизации, Информации и интернета. Проломив все границы – в том числе и языков, лавина американизированного упрощённого английского затапливает, как цунами и ураган – страны и их языки и литературы и стили. Упростить и укоротить слова, грамматику и знаки препинания – и вообще перевести на видео: чтоб не через ум, а прямо через глаза получать информацию и знание. Слово ведь надо прочитать ещё, понять, работа ума требуется, включение этого посредника. А тут тебе прямо – картиночку или чертёжик – и простенький умишко уже схватил – то, что тебе положено по функции в мировой системе разделения труда узнать.
Такие вот жернова мелют-размалывают язык и слово. <…>
ДНЕВНИК КАК ЖАНР
9.3.2004 <…> Вдумываюсь в Дневник как жанр. В нём главное – вектор внутрь Слова – не для того чтобы ими зацепить собою из мира нечто и со-общить соседям по существованию снаружи себя, но – напротив: снаружи бытующие в культуре идеи и слова направить внутрь себя с двоякой целью. Во-первых: о-СВОИ-ть явления мира извне, сделать их своим имением-имуществом. А во-вторых – и главное: разгребать ими смуту и вихри внутри себя, во внутренней жизни: хаос – в микрокосм упорядочивать = излечивать = исЦЕЛять = Целое в себе сооружать, гармонию, сим-фонию = со-гласие = со-звучие. Прочищать дыхание… Как вон про стихи Пастернака кто-то сказал: «Они полезны бы при туберкулёзе – их чтение…» Ну да: он же весь открыт в пространство и снега – чистый морозный воздух нагнетает в организм. Как высокогорный санаторий, где разрежена вещественность, толща вещей мира весит меньше, опрозрачнивается материя…
Дневник поэтому: не в Культуру из меня, но из Культуры – в меня: пускай она менЯ обслуживает! Логос мира в меня да войдёт – пусть и в кенозисе своём: снизойдёт! Ну да – именно СТЯЖАНИЕ СВЯТАГО ДУХА при этом – происходит: я цепляю Его – и низвожу в нутренюю свою – на самообслуживание. Самочинное себя обоживание. Запускаю своею волею Логос божественного Слова – в себя, наполнить мою полость и вычистить хаос и смуть и взвесь. Логос – как ассенизатора сантехника использую.
Ну что ж? Обидно это, унизительно ли Богу? Не благоговейно? Но ведь для того Сын сошёл и принял на себя бремена и крест – служить нам, человекам. И велел: «Стучите – да обрящете!»
Так что Дневник = обращённость к Богу, с ним «единобеседование» = «монология», как Августин ещё именовал такое делание – в Исповеди. А в литературе на читателя – обращение к Ближнему – вторая часть двуединой заповеди: «возлюби Бога и ближнего…»
Дневники остаются от людей – как пласт бесед с Богом – «как на Духу»: искренне. Потому что чего уж тут хитрить-мудрить, когда и так тебя видят, прозрачен ты. А твоя задача – своим умом подсоединиться к видению тебя Логосом, отождествиться с Его Умом и Его видением тебя. И так устроить – царствие небесное внутри тебя = Небо – в сосуд свой скудельный, в овчинку твою – запустить.
Ясно, почему литература и книжный рынок не любят издавать дневники: ревность Горизонтали к Вертикали, ближних – к Богу. Дневник своею глубиной и искренностию и настоящестью и истинностию – как бы отменяет литературу, что вымысел и сказка = ложь. Отменяет игровое отношение к бытию и слову…
Ну да – в жанре Дневника человек менее всего «Хомо люденс» – «человек играющий». Это с ближним – можно, весело выходит. Но ИГРОК С БОГОМ?.. Это – разве что Сатана таков, Мефистофель…. Ну и скептик Паскаль: «пари на Бога» – всё ж не с Богом, а с ближним – на Него – заключается.
И потому Дневник – самоцельное и самоценное писание, употребление Слова. Главная цель – достигается уже самим актом писания. А СО-ОБЩАТЬ? выводить в общество и люди? – это не моя забота, а разве что по ТОМ: после жизни моей – подглядывание – любопытное и поучительное: как там прежде тебя живший человечек расхлёбывал переплёты существования?
Итак, в письменности мира Дневник – партия Абсолюта, а художественная литература – партия относительностей. Два слоя в толще словесной культуры.
Публикация Анастасии ГАЧЕВОЙ