Наблюдая за тем, как сегодня власти в некоторых регионах решают вопрос кадровой политики в сфере культуры, можно констатировать: прав у деятелей культуры нет никаких. Новое боярство плевать хотело на общественное мнение, на заслуги творческих людей. Неограниченные права бюрократии – новый срез общественно-политического устройства. Законы приняты под них: могут контракт с худруком театра заключить, а могут расторгнуть без каких-либо объяснений. Если решение, ими принимаемое, будет иметь негативные последствия, то кто будет отвечать за развал коллективов? Конечно же, не власти предержащие.
Хоть и обзавелись по примеру федералов должностями министров культуры в регионах, но влияние, как правило, этих лиц на проблемные ситуации минимально. Есть, конечно, просвещённые губернаторы с сильной командой (например, в Екатеринбурге, Челябинске), но в подавляющем большинстве мы, к сожалению, становимся свидетелями обратного.
Событие, случившееся в Кировском областном театре драмы, – тому печальное подтверждение. Четыре года назад в театр был назначен талантливый профессиональный режиссёр с богатым опытом работы (более сотни поставленных спектаклей) в разных регионах страны (Екатеринбург, Челябинск, Абакан) Евгений Ланцов. Но без каких-либо объяснений договор с ним расторгнут, и с 10 февраля 2022-го, как говорится, он может не беспокоиться. Уведомление он получил по почте. Никто из областной администрации даже не удосужился встретиться с Ланцовым, объяснить свои действия.
В театр власти захаживали нечасто. Однако о неблагополучии им каким-то образом стало известно. Из каких источников? Что вменяется в вину? Плохая посещаемость? Однако как высчитывалась «плохая посещаемость»? В 2020 году с 17 марта по 16 мая театр был закрыт в связи с пандемией, со 2 октября из-за заболевших сотрудников театр снова был посажен на карантин. Далее, когда театр начал работу, вступила в права ограниченная рассадка зала – 50%. На основании каких документов сделан такой вывод?
К тому же был уволен в конце сентября 2021 года директор Андрей Скальный, и с тех пор Ланцов работал без директора. Сфера реализации билетов, заполняемость зала – компетенция директора и его служб. Уволила Скального администрация по подозрению в финансовых нарушениях в филармонии, где он работал ранее. Возбуждено уголовное дело, которое тянется до сих пор, т.е. вердикта суда, что человек виновен, нет. Однако поспешили уволить грамотного директора, что является нарушением закона. Труппа высоко оценила работу Скального, полагая, что за последние десять лет это был самый компетентный руководитель. Однако в этом случае власти не прислушались к мнению театра, зато, объясняя причины увольнения неофициально, ссылались на то, что актёры недовольны.
С 2014 по 2018 год сменилось четыре художественных руководителя, два директора. 40 лет в театре не было капитального ремонта, здание находится в ужасающем состоянии, и это накануне 650-летия города. Ожидалось, что к юбилею театр будет отремонтирован. По факту же театр судится с подрядной организацией «Гарант-Строй», которая отказывается завершать проектные работы и требует с театра неустойку за вынужденный 17-месячный простой. Эта организация была предложена вице-губернатором Андреем Плитко, который в настоящий момент находится под следствием за организацию ОПГ и взятки. Театр тем временем лишился двух директоров, а сам ремонт на президентские деньги превратился в новостную химеру. Между тем государство выделило один миллиард, но дело застыло. Сотрудники театра уже не верят, что ремонт будет. Его уверенно ждали в течение пяти лет. Время от времени выходит из строя сценический круг (ремонт минимум 200 тысяч рублей), в разгар новогодней кампании полетел основной световой пульт (ремонт не удаётся, новый стоит 3,5 млн рублей), ломается проектор, выходит из строя канализация и иногда водоснабжение… Театр не может давать одновременно спектакли на малой и на большой сценах, поскольку имеет только один пульт. Власти, может быть, дадут пояснение, почему так бездарно руководят культурными объектами, срывая посещаемость, о которой так пекутся? О кадровой политике и не говорим! Решения принимаются келейно, мнение профессионального сообщества, да и мнение зрителей, никто не учитывает.
Примерно так вёл себя губернатор Никита Белых (царствовал в Кирове с 2008 по 2016 год). По инсайдерской информации, он вообще хотел закрыть театр и превратить сцену в прокатную площадку для музыкальных спектаклей, но, когда всё подсчитали, получилось сильно дороже. От идеи отказались. Кстати, в бесславную бытность этого губернатора, отбывающего сейчас наказание за взятку в 100 тысяч евро, проигнорирована работа творческой лаборатории, целью которой было выбрать худрука по результатам показов трёх режиссёров. Уже тогда эскиз Ланцова был признан лучшим, но г-н Белых позвал режиссёра из Москвы К. Солдатова, который через два года был вынужден покинуть театр. Позвали Ланцова…
Коллектив под его руководством в тяжелейших условиях ковида работал успешно. В 2021 году поставили 8 спектаклей и 3 концертных программы: «Гроза» А.Н. Островского, «#Я_Раскольников» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Первая любовь» И.С. Тургенева, «Наш городок» Т. Уайлдера, «Фальшивая нота» Д. Карона и комедию «Детектор лжи» В. Сигарева, музыкальную сказку «По щучьему велению», «Цветы для Элджернона» Д. Киза (в рамках проекта «Sсience Drama» Информационного центра по атомной энергии г. Кирова). Проведены три бенефиса – юбилейный вечер, посвящённый 60-летию народной артистки РФ Натальи Исаевой, вечер, посвящённый 50-летию творческой деятельности заслуженной артистки РФ Маргариты Конышевой, юбилейный вечер-бенефис заслуженной артистки России Галины Мельник. В июне прошлого года Кировский драматический театр принял участие в международном театральном фестивале «Коляда-Plays» со спектаклем «Пикассо», в сентябре – во VIII Всероссийском театральном фестивале «Старейшие театры России в Калуге» со спектаклем «Гроза» в постановке художественного руководителя театра Е. Ланцова... По итогам работы жюри фестиваля артистка Анна Васильева была удостоена диплома «За лучшую женскую роль второго плана» за роль Варвары. Артистка Елена Некрасова награждена специальным дипломом жюри «За чистоту и ясность исполнения роли Катерины», а артист Артём Ефимов – специальным дипломом жюри «За неординарное решение роли Тихона в спектакле «Гроза».
В числе реализованных в 2021 году проектов – совместная с Вятским государственным университетом «Ночь музеев» (читки документальных пьес, посвящённых М.Е. Салтыкову-Щедрину и А.И. Герцену). Совместно с университетом и «Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании» театр выиграл грант «Православная инициатива – 2021». В результате подготовили и прочитали документальные пьесы о деятельности вятских священников в начале XX века и поставили музыкально-поэтический спектакль «Звезда Рождества».
В сентябре 2021 года заработала программа «Пушкинская карта», и на ближайшие два месяца продажи взлетели вверх. Поскольку ограничения по посадке были отменены, юбилейный 145-й сезон начался с полных залов.
В октябре театр побывал в гастрольном туре по программе «Большие гастроли» Росконцерта: три дня в столице Мордовии Саранске (QR-коды, наполняемость зала – 50%), четыре дня – в Смоленске (QR-коды, наполняемость зала – 30%). Театры Саранска и Смоленска соответственно в это время побывали в Кирове. В ходе гастролей кировчане показали в общей численности 11 спектаклей, которые посмотрело около 3 тысяч зрителей, хотя могло быть в разы больше. 25 октября в Кировской области введены ограничения (QR-коды), из-за чего оказались частично сорваны показы гастрольных спектаклей театров из Саранска и Смоленска, хотя на них были аншлаги. Из-за отказа и.о. директора И.В. Тарасова возвращать зрителям деньги за один из балетных спектаклей (по закону театр мог этого не делать) театр в очередной раз оказался в центре скандала и понёс репутационные потери, не говоря уже об ожидаемом оттоке зрителей. Тут администрация тоже не вмешалась.
Не хуже чиновников от культуры понимают, что нужно театру, и местная интеллигенция, и региональное отделение СТД Кировской области, и областная организация Союза писателей России. Но их мнением при решении кадровых вопросов в театре не поинтересовались.
Давайте всё же познакомимся с точкой зрения кировских писателей. Может, наконец и областной администрации она будет интересна.
P.S. Попытка связаться с представителями власти, в частности с заместителем председателя правительства Андреем Маури, попросить его прокомментировать решение о расторжении контракта с Е. Ланцовым, оказалась безуспешной. Чиновник посоветовал обратиться в пресс-службу, которая отправила нас к министру культуры области Татьяне Мазур. Та торопилась на совещание к губернатору и повесила трубку. Однако пресс-служба через несколько часов всё-таки дала о себе знать. В «ЛГ» была прислана отписка, не заверенная даже подписью.
От комментариев власти отказались, а вот от решения уволить режиссёра – нет.