Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 февраля 2025 г.
  4. № 7 (6971) (19.02.2025)
Телеведение Литературный резерв

Любовь двадцать четыре кадра в секунду

23 февраля 2025
Кадр из фильма «Третья Мещанская», 1927

Сегодняшний заголовок имеет очень условное отношение к немому кино. Во-первых, обыгрываемая здесь фраза «Кино – правда двадцать четыре кадра в секунду» принадлежит Жан-Люку Годару, родившемуся уже после прихода звука в кино. Во-вторых, как отмечает Николай Изволов, скорость 24 к/с стала эталонной для кинопроизводства только в начале 1930-х годов, в том числе из-за введения синхронной звукозаписи. До этого стандартом успело побывать, например, значение 16 к/с.

Короче говоря, заголовок хотя и эффектен (позволю себе такой эпитет), но абстрактен и имеет слабое отношение к действительности. Как, впрочем, и тема нашего разговора – любовь в кино: изящная, абстрактная и нереалистичная. Тут нужно отметить, что любовь в немом кино и кино звуковом – довольно разные явления. Отсутствие звука предполагает бульшую экспрессивность всех элементов изображения, в том числе актёрской пластики и мимики (первый уровень зрительского восприятия). Экспрессивность изображения ведёт к определённому уровню условности (в дополнение к изначальной условности, присущей кинематографу), что может вести к усилению одних сюжетно – эмоционально – важных элементов и затенению других, второстепенных (второй уровень). Наконец, более или менее свободный от жёстких рамок, вводимых ранним звуком в кино, немой фильм способен на смелые манипуляции с монтажом фильма, искажающие относительно объективное и субъективное течение времени в пользу художественных целостности и выразительности (третий уровень). Герой-любовник 1920-х и 1930-х – это принципиально разные персонажи, формирующие общечеловеческую (в рамках распространения кино) моду, в том числе исходя из технической необходимости.

Два эталонных типа любовников 1920-х – элегичный Рудольф Валентино и добродушный силач Дуглас Фэрбенкс. Немота этих героев послужила гипертрофии характерных черт: Валентино слишком печален, а Фэрбенкс слишком витален, чтобы тратить время на разглагольствования. Интертитры с фразами относятся скорее к сюжету фильма, чем к его героям, принимающим условность наравне со зрителем. Не таковы кумиры 1930-х: Кларк Гейбл с его вечной ухмылкой так и сыплет остроумными фразами, будь он хоть ушлым журналистом в современных Штатах («Это случилось однажды ночью», 1934), хоть полуджентльменом времён Гражданской войны («Унесённые ветром», 1939). Даже те актёры, что вынесли фирменную молчаливость из немого кино – великий Джон Берримор, Рональд Колман, отчасти Джон Уэйн и Гэри Купер – всё-таки существовали уже в ином, звучащем мире. Разумеется, и он не был слепком реальности, но той же условностью, правда, условностью, ориентированной на жизнеподобие.

В России, причём в советской России (наша дореволюционная кинематография в этом отношении прошла путь приблизительно тот же, что и заграничные коллеги, – разве что с бóльшим акцентом на декаданс, впрочем, вполне в датском стиле), сложилась иная ситуация. Главные любовные истории в советском кино 1920-х – «Катька – Бумажный Ранет» Фридриха Эрмлера и Эдуарда Иогансона и «Третья Мещанская» Абрама Роома. Главное здесь, конечно, то, что истории любовные, но не о любви. Это в первую очередь летопись рождения нового человека, освобождения его от пут старого мира. И не ограниченный суровым жизнеподобием мир немого кино давал авторам самый широкий инструментарий для демонстрации этих перемен – от актёрской пластики до монтажа. А вот приход звука, вернее, социалистического реализма, которые по времени у нас совпали почти полностью, реквизировал и нового человека, и любовь – на благо социализма в отдельно взятой стране: «Правда» двадцать четыре кадра в секунду.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS