Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 марта 2024 г.
  4. № 11 (6926) (20.03.2024)
Телеведение Литературный резерв

На расцвете заката

21 марта 2024
Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин» (реставрированная версия берлинской Синематеки)

Нет, это не опечатка и, словами Эйзенштейна, в известной степени не издёвка – ведь сегодня мы скажем несколько слов о цвете. Разумеется, в немом кино.

Кажется, это анахронизм – в массовом сознании отсутствие звука в фильме накрепко связано и с отсутствием цвета. Однако в действительности с технологиями его передачи активно работал уже добрый волшебник французского кино Жорж Мельес, снявший лучшие свои шедевры на рубеже XIX и XX веков. Способов этой передачи было, по существу, лишь три – также популярное в начале века тонирование, то есть окрашивание всего кадра в определённый цвет, съёмка на специальном оборудовании и на специальную цветную плёнку (первой такой системой был Kinemacolor, запущенный в производство в 1908 году, а самой известной – Technicolor, на который снимались лучшие фильмы голливудского золотого века, от «Унесённых ветром» до «Джентльмены предпочитают блондинок»), и, наконец, самое интересное – окрашивание вручную.

Взять и раскрасить фильм! (Думается, что современные детские раскраски были бы неплохой подготовкой для будущих специалистов.) В какой-то степени этот процесс может быть довольно увлекательным, если не обращать внимания на объём работы. Один метр плёнки в годы немого кино состоял из пятидесяти двух кадров. Шедевр Мельеса – «Путешествие на Луну», который при установленной частоте в двадцать четыре кадра в секунду длится около десяти минут, даёт метраж в двести шестьдесят метров плёнки. Таким образом, дабы полностью «расцветить» эту короткую ленту, требуется раскрасить каждый из 13 520 (в советское время для пущего эффекта можно было бы продублировать это число прописью) кадров. Наконец, стандартной плёнкой в то время была так называемая нормальная 35-миллиметровая, то есть шириной в тридцать пять миллиметров. Для справки: типовой спичечный коробок имеет ширину чуть большую – тридцать семь с половиной миллиметров. Разумеется, Мельес не собирался заниматься этой умопомрачительно трудной работой сам – её отдали на «аутсорс» Элизабет Тюилье, главе парижского цеха колористов (вернее, колористок – эта специфическая профессия была по преимуществу женской); по разным оценкам, над покраской того или иного фильма трудилось около двухсот человек. Мадам Тюилье применяла конвейерную систему работы (кстати, за несколько лет до Генри Форда и его автомобильных заводов) – у каждой служащей был свой определённый цвет; таким образом, работа шла довольно быстро. Для условно массового производства создавались даже своеобразные трафареты – в некоторых случаях это была ещё одна копия фильма, из которой вырезались те фрагменты кадра, что необходимо было покрасить.

В советское кино цвет пришёл с традиционным опозданием: если техниколоровские «Жертвы моря» вышли на нью-йоркские экраны уже в 1922 году, то короткометражного «Карнавала цветов» пришлось ждать до 1935 года (справедливости ради в художественном отношении фильм Экка во много раз превосходит посредственную вариацию «Мадам Баттерфляй»). Однако это не значит, что в те же двадцатые советским кинематографистам не была доступна теоретически довольно простая технология ручной колоризации. А самый известный её пример – красный флаг, развевающийся на мачте бунтующего броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» в почти одноимённом шедевре Сергея Эйзенштейна. Согласно воспоминаниям Александра Лёвшина, члена эйзенштейновской «железной пятёрки», к торжественной премьере фильма небольшая команда работников под его началом успела покрасить флаг лишь в одном небольшом эпизоде, оставив его монохромным во всех последующих кадрах. От ярости режиссёра они не спаслись, но вот перед судом истории их оправдал зритель – спросите любого знатока, и он с убеждённостью коммуниста ответит вам, что и в финале флаг отливает красным.

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS