Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2024 г.
  4. № 37 (6951) (18.09.2024)
Телеведение Литературный резерв

Не мой, а советский

21 сентября 2024
Кадр из фильма «Грёзы», 1915

Искушение сострить на революционную тему пересиливает даже нежелание повторяться в своих bon mots, хотя и сами революционеры в кино, равно как и во многих других уже государственных практиках, были вынуждены повторять за «царскими прихвостнями». Ну что поделать, если киномелодраму изобрели уже «тогда»? Отказаться? Пробовали, народ потребовал вернуть. Потому даже в условно прогрессивной «Аэлите» Якова Протазанова, где инженер с красноармейцем летели освобождать порабощённый Марс, нашлось место для восхитительно старорежимного эпизода с мужем, вооружённым ревностью и револьвером. Да что там говорить, первый официально совдеповский фильм «Уплотнение» (сценарий, кстати, наркома Луначарского) ничем принципиально не отличается от бытовых мелодрам на современных телеканалах.

Проблема, впрочем, уходила корнями глубже – кинематограф хотя и стал уже «не мой», продолжал быть немым. Те установки в эстетике (а форма тогда действительно во многом определяла содержание), что были оформлены в середине 1910 х, не были окончательно разрушены даже десять лет спустя. Заметим, что приход социалистического реализма в кино был неразрывно связан с введением звука – и «Встречный», и «Чапаев», признанные флагманы нового, истинно верного направления в искусстве, тогда и сейчас запоминались по остроумным цитатам и звучным песням. Здесь уместно вспомнить тогдашний остроумный памфлет, который киновед Пётр Багров приводит в статье о Фридрихе Эрмлере, сорежиссёре «Встречного»: «Эрмлер (бурная овация): Товарищи… (Бурная овация продолжается.) Я кончил… (Бурная овация.) (Сходит с трибуны. Овация.) (Зал встаёт, все обнажают головы и поют: «Нас утро встречает прохладой».)

Возвращаясь к проблеме наследования, важно подчеркнуть, что такая онтологическая привязанность молодого советского искусства к «антихудожественным поделкам царского режима» как в техническом, так и в творческом отношении угнетала всех. В каком-то смысле это нежелательное родство можно считать импульсом к старту знаменитого на весь мир советского киноавангарда – наравне с естественным стремлением к отрицанию прошлого у молодых людей. Но чтобы отойти, нужно оттолкнуться, и последнее действие часто выходило почти декларативным. Например, как проницательно заметил философ Игорь Смирнов, знаменитая сцена из эйзенштейновской «Стачки» – «из-под земли» городской свалки лезут люмпен-пролетарии – вызывает в памяти эпизод постановки «Роберта-дьявола» в «Грёзах» Евгения Бауэра: томные мертвецы восстают из своих гробниц. Примеров таких случаев множество, хотя большинство, конечно, скрыто завесой времени – и в «Октябре» волосы погибшей девушки медленно ползут по покрытию раздвижного моста, напоминая бесконечное течение тканевой маски преступника в старообразном кинобоевике, приводившем молодого Эйзенштейна в неистовство.

Такое переосмысление – пусть иногда негативное, даже злое, всё же было способом проникновения традиций прошлого в современность; критика вела к бессмертию. Снятая по дореволюционным ещё лекалам скромная «Мать» Александра Разумного отчасти привела к тому, что семь лет спустя свой триумфальный вариант горьковского романа снимет Всеволод Пудовкин. Но и на этом успехе революционного искусства диалог эпох не кончился – подрастали новые поколения, каждое со своим видением: в 1955 м «Мать» снимает тогда уже классик Марк Донской, в 1989 м – Глеб Панфилов. Пусть с государством совсем не получилось, кинематограф действительно стал «не мой», но – общий.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS