Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 сентября 2025 г.
  4. № 37 (7001) (17.09.2025)
Культура Литературный резерв

Толкование приключений

20 сентября 2025
Кадр из фильма «Гандахар: Световые годы», 1987 г.

Фёдор Шеремет

Отечественному зрителю (воспользуемся старинной уже формулой) Рене Лалу может быть знакóм благодаря мультфильму «Повелители вселенной», который выходил в советском прокате, – довольно простая научная фантастика, с дешёвой югославской анимацией и любопытным художественным решением (художником был знаменитый Мёбиус). Благородный космопират Джаффар пытается спасти мальчика-сироту от агрессивной фауны отдалённой планеты, а помощью заручается у… того же самого мальчика, ставшего глубоким стариком. Время, это ключевое для кинематографа измерение, у Лалу становится основой пусть утилитарных и сюжетных, но изобретательных экспериментов.

Следующий после «Повелителей времени» мультфильм режиссёра, амбициозный «Гандахар: Световые годы» также строится на временнóм парадоксе, заключённом в форму пророчества: «Через тысячу лет Гандахар был разрушен, а его жители истреблены. Тысячу лет назад Гандахар будет спасён и избегнет неизбежного». Спасать город благородных обнажённых господ и подземелье уродливых (но также обнажённых) парий нужно от армии чёрных роботов – точнее, не роботов, а пустых металлических доспехов, одушевлённых таинственной энергией; точнее, не металлических, но состоящих из спрессованных мёртвых клеток громадного мозга Метаморфиса, который и отправляет главного героя, рыцаря Сильвена, убить себя через тысячу лет. В этом постоянном уточнении, калибровке – особая повествовательная манера научной фантастики.

Короткий, как всегда у Лалу, фильм, а вернее, его условное «смысловое» измерение располагается на пересечении несущих конструкций европейской культуры ХХ века – фрейдизме и левой политике. Конечно, шуточная отсылка к известной работе Фрейда в названии статьи есть именно шутка, но в «Толковании сновидений» действительно описан полезный для нас метод анализа – ассоциативный. Основные образы «Гандахара» по-плакатному ярки и потому легко поддаются расшифровке. Самый известный кадр «Гандахара» уже заявляет основной конфликт: мрачные чёрные роботы (продолжим называть их так из соображений удобства и уважения к жанру) несут на руках окаменевших обнажённых туземцев. Издевательски перевёрнутый мотив «пьеты» обозначает усмирение разумом (роботы-доспехи напрямую созданы огромным мозгом из старых клеток) плоти (идиллические аборигены, у которых и оружие стреляет семенами шипастых растений). Здесь же, конечно, обыгрывается и тема нацизма как режима, подавляющего естественные желания, в том числе сексуальные: шеренги бесполых роботов стреляют в противника лазерами из рук, подняв последние по диагонали вверх – комментарии излишни.

Важно, конечно, и то, что сам Метаморфис желает смерти своему будущему безумному «Я» и посылает рыцаря на эту самоубийственную – буквально – миссию. Боязнь старости и угасания чувственного продолжает мотив «Повелителей вселенной», где эта тема дана в более безобидном ключе (вот почему фильм всё-таки попал в советский прокат). «Гандахар» – апология плотского, но не проклятие разуму: последний кадр фильма, заставляющий вспомнить «Пейзаж в тумане» Тео Ангелопулоса, где громадная каменная рука возникает из толщи воды, намекает на «возвращение к разуму» (это уже другой классик, Ман Рэй) – огромная каменная голова, в которой сокрылись бежавшие от нашествия роботов горожане, на крыльях сотен птиц возвращается в родную гавань.

Рене Лалу в «Гандахаре» выступает наследником не бравурно-наивной фантастики начала века и не перманентно задумчивой фантастики его конца; он продолжает тему великих классиков французского кино. Здесь, как в «Вечерних посетителях» Марселя Карне, под сказкой скрывается острый памфлет, а под каменной оболочкой статуи бьётся околдованное сердце.

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прощай, бутылка

    22.08.2025
  • Авангард и авангардность

    17.07.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    20.06.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS