И в оные времена, и в новые времена – всегда в России были непокорные; и мужественные люди были среди них. Но ни один, я в этом убеждён, ни один не вынес бы того, что выпало на долю протопопа Аввакума. Ни один! Потому что это невозможно людям. Для этого – надо быть святым!
В истории России на подступах к фигуре протопопа Аввакума до сих пор лежат завалы исторического мусора. Кого-то выдвигают люди и делают это по своим соображениям, а протопопа Аввакума выдвинуло время. Поэтому оно не властвует над ним.
Мой собеседник – предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Он угощает меня чаем, подвигает вазочку ко мне и потчует: «Это наш старообрядческий сибирский мёд». В простоте своей митрополит Корнилий для меня велик, и сидеть с ним за одним столом я почитаю за большую честь.
После чаепития, включая диктофон, ловлю себя на том, что с какой-то жадностью спешу накинуться на разговор, и приступаю к собеседнику с вопросами.
– Ваше высокопреосвященство, мы с вами беседуем в год празднования юбилея протопопа Аввакума. Четыреста лет назад, за несколько десятилетий до церковного раскола, в семье сельского священника появился на свет мальчик, которому, наверно, было на роду написано стать, в известном смысле, исполином...
– Личность протопопа Аввакума во все времена привлекала внимание учёных и писателей с мировым именем. Его будут чтить и в будущие века, но на сегодняшний день я считаю, что лучшее из всего, что написано о нём, – принадлежит перу французского писателя Паскаля.
Пьер Паскаль побывал в России после революции, в двадцатые годы. Он объездил многие места, связанные с жизнью протопопа, и потом написал замечательную книгу: «Протопоп Аввакум и начало раскола». Я подарил эту книгу президенту страны Владимиру Владимировичу Путину при нашей последней встрече. Он принял с благодарностью.
– Президент России будет принимать участие в торжествах по случаю юбилея протопопа Аввакума?
– Мы послали ему приглашение. Впервые в истории старообрядцев подобное празднование поддержано на высшем государственном уровне, получило одобрение президента страны. Планируется выпуск государственных знаков почтовой оплаты в 2020 году (марок и конвертов) с символикой юбилея. В некоторых городах России будут переименованы улицы, так, надеюсь, появится улица Протопопа Аввакума.
Мероприятия у нас пройдут по всей России, и завершатся празднования в конце октября в Москве, где состоится Второй всемирный старообрядческий форум. Он пройдёт в Российской государственной библиотеке. На него съедутся примерно четыреста человек из самых разных стран. Форум будет проходить два дня. Он включит в себя торжественную часть, доклады, выступления, литературный вечер. На третий день работы форума намечена поездка в Боровск, где погибли в заточении боярыни Морозова и Урусова, они были духовными детьми протопопа Аввакума, и где сам он находился в заключении в Пафнутьевом монастыре.
– Иногда спрашивают: как правильно произнести имя протопопа, где поставить ударение, на каком слоге?
– Протопоп нам сам ответил на этот вопрос. В те времена тексты писали от руки и указывали над каждым словом ударение. Протопоп, упоминая своё имя, ставил ударение на втором слоге.
На родине протопопа Аввакума стоит памятник. Памятник этот лет 30 назад поставил на свои деньги Вячеслав Клыков, и по нашей просьбе он означил ударение над именем святого.
Протопоп Аввакум, как мы знаем, родился в 1620 году, дата рождения неизвестна, в нижегородских пределах, как он пишет, «за Кудмою рекою», в селе Григорово. Это село сохранилось. В 12 километрах от Григорова расположено село Большое Мурашкино, там есть наша старообрядческая община, там мы ежегодно летом собираемся на крестный ход, идём пешком, с пением, через поля очень красивые, через холмы, до деревни Григорово, где возле памятника протопопу Аввакуму – он установлен на высоком месте – молимся и освящаем воду.
В этом году, осенью, надеемся совершить паломничество в Пустозерск, где окончил свои дни протопоп Аввакум. Он был казнён 14 апреля 1682 года «за великие на царский дом хулы», как было сказано в приговоре. Его сожгли и вместе с ним его сподвижников – это священник Лазарь, инок Епифаний, дьякон Фёдор.
– Вы были прежде в Пустозерске? Что это за место? Оно как-то обозначено на картах страны?
– Это двадцать километров от Нарьян-Мара, но добираться туда можно либо на катере, либо на вертолете, потому что там довольно непроходимые места.
В Пустозерске ныне не осталось никаких следов могил, да и самого города Пустозерска давно не существует, последние дома стояли там лет 80 назад, потом их разобрали и перевезли. Ничего нет вообще. Карликовые берёзки, какие-то редкие кустики и мох. Безлюдное совершенно место. Только два креста стоят в напоминание, один – более древний, с колоколом. А вот что интересно, может, чудо такое, что мы там обнаружили, в одном только месте, будто пятна крови, лежит красный мох, нигде вокруг больше нет такого, и мы думаем, что этот красный мох указывает место казни или погребения священномученика Аввакума и его сподвижников...
Митрополит Корнилий достаёт фотоальбом. Мы рассматриваем снимки, они меня потрясают, и вдруг, будто в озарении, приходит понимание, что не существующий на картах Пустозерск должен стать паломническим центром. России надо обрести останки протопопа Аввакума. Это нужно для спасения страны и должно стать государственной задачей. Археологам по силам всё перекопать, и наука без погрешностей определит, были люди сожжены при жизни или нет. Такой чести удостоились немногие, наверняка только одни они.
Фотоальбом мы пролистали до конца, и потом, когда вернулись к разговору, митрополит Московский и всея Руси раздумчиво сказал:
– Мы с вами записываем не первую беседу для «Литературной газеты», которую основал Пушкин, и я думаю, что это не случайно, даже символично. Потому что протопопа Аввакума можно считать родоначальником русской литературы, это признавали многие писатели. Он является автором первой в России художественной автобиографической повести «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». У него есть примечательные строчки: «Люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».
О своём многолетнем заключении в земляной яме, в вечной мерзлоте, близ Ледовитого океана, он повествует без сокрушения: «Я сижу под спудом засыпан, несть на мне ни нитки, только крест с гайтаном, да в руках чотки. Да что Бог пришлёт, то я и съем, а если нет, ино так добро».
Печатное издание «Жития» вышло в 1861 году, затем книга выдержала множество изданий, в том числе в советское время и до наших дней. Повесть написана ярким, образным народным языком, который потом подхватил и обогатил гений Пушкина. В своём стихотворении «Пророк» поэт подчеркивает связь времён, использует не без восторга старославянизмы: восстань, виждь, внемли...
– Мне встречались публикации, авторы которых изо всех сил старались доказать, что Пушкин не был христианином. В пример приводят письма, где он признавался в атеизме, и, конечно же, мусолят «Гавриилиаду»...
– Лукавым авторам подобных публикаций не мешает знать, что в поздние годы Пушкин называл «Гавриилиаду» «шалостью преступной и постыдной».
Сосредоточивать внимание только на отдельных фактах и на этом основании отрицать христианскую веру Пушкина – значит отвергать саму возможность духовного становления, покаяния, изменения и возрастания человека, ведь мы знаем, что некоторые великие святые в начале своей жизни были великими грешниками.
Я, признаться, большой любитель поэзии, даже принимал участие в литературных вечерах, когда жил в Орехово-Зуеве, это уже 30–40 лет назад. «Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой...» Я очень люблю творчество Пушкина, он, несомненно, был христианином, а стихотворение «Отцы пустынники», написанное поэтом за год до трагического конца жизни, является, по сути, исповедью верующего человека.
Нас, старообрядцев, иногда упрекают в том, что мы будто бы застыли в XVII веке, замкнулись в себе и не имеем отношения к современной жизни и культуре России, однако, на мой взгляд, Пушкин, Достоевский и многие русские писатели и поэты принадлежат старообрядчеству настолько же, насколько и всему русскому народу.
– Не представляю, у кого повернётся язык упрекнуть старообрядцев. Их веками гнали с родных мест, они укрывались в лесах, их опять преследовали, выталкивали из страны, вынуждали бежать за границу – и вот спохватились, вспомнили про них, когда обезлюдели деревни и некому стало работать на земле. Сейчас, я знаю, существует государственная программа переселения старообрядцев, они из Бразилии, других государств Южной Америки переселяются на Дальний Восток. Оказалось, что без них – никак! Они хранят не только старину, но и трудолюбие, любовь к труду, не приемлют водку и табак, у них большие семьи, и, несмотря на лютые гонения, Бог промыслительно старообрядцев сохранил, чтобы можно было с ними возродить Россию...
– На нашей последней встрече с президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, она состоялась 24 сентября 2019 года, он рассказал мне такую историю. На Дальнем Востоке на конференции, она проходила во Владивостоке, он подошёл к группе старообрядцев – они переселились из Бразилии, их уже около трёхсот человек – и спросил, чем им помочь, какая помощь им необходима. Они поблагодарили и сказали, что ничего не надо, лишь бы не мешали. «Удивительные люди», – заключил с улыбкой президент.
И действительно, старообрядцы не хотят быть ни от кого зависимыми, поэтому не просят о помощи, а просят только о том, чтобы им не мешали. Они самодостаточные люди. Сотни лет старообрядцев гнали, они на новом месте обживались, жили справно и зажиточно, при этом сохраняли веру и родной язык.
– Спасибо за беседу, ваше высокопреосвященство. Спасибо за великий подвиг протопопа Аввакума, который предстоит России рано или поздно оценить и память о котором сберегли и пронесли через века старообрядцы. Низкий вам поклон.