САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Варвары – не путешествуют

14.10.2019
Варвары – не путешествуют О вручении нобелевских премий по литературе за 2018 и 2019 гг. размышляет Александр БОБРОВ.

«Есенинка» подвела итоги

09.10.2019
«Есенинка» подвела итоги Состоялось награждение дипломантов и лауреатов литературной премии «О Русь, взмахни крылами...»

Встреча с Максимом Замшевым

06.10.2019
Встреча с Максимом Замшевым Главный редактор «Литературной газеты» выступит в Библиотеке искусств имени А.П.Боголюбова.

Восхождение: путевой дневник литератора

16.10.2019
Восхождение: путевой дневник литератора Алексей НЕБЫКОВ специально для «Литгазеты» вел дневник покорения Килиманджаро в честь 205-летия Михаила ЛЕРМОНТОВА.

«Плыву в мирах…»

12.10.2019
«Плыву в мирах…» Елена СЕМЕНОВА может удивить не только смелым имиджем, но и стихами.

Ищи плоть толпищи!

05.10.2019
Ищи плоть толпищи! Палиндромы Вадима ГЕРШАНОВА – это всегда остроумно и смешно.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Что мы знаем Лермонтове-философе?

15.10.2019
Что мы знаем Лермонтове-философе? Стоит взглянуть по-новому на это уникальное явление русской культуры, полагает Наталия ЛОГИНОВА.

Его интересовал только театр

11.10.2019
Его интересовал только театр 40 дней как не стало замечательного актера и режиссера Георгия ЧЕРВИНСКОГО. Рассказывает о нем Юлия ВЕЛИКАНОВА.

Слово – дальняя жар-птица!

09.10.2019
Слово – дальняя жар-птица! Виктор СОШИН о том, как на Тамбовской земле прошли традиционные Богдановские чтения
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Я – за смертную казнь

13.10.2019
Я – за смертную казнь Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН считает, что милосердие к извергам – это поощрение прошлых и будущих преступлений.

О неприязни к «этой стране»

07.10.2019
О неприязни к «этой стране» Виктор ШАЦКИХ напоминает, что такие настроения появились не сегодня и даже не вчера.

Москва богаче Таллина, но Россия беднее Эстонии

30.09.2019
Москва богаче Таллина, но Россия беднее Эстонии «Грубые» подсчеты Павла ПРЯНИКОВА могут удивить и серьезно озадачить.

На крыльях Пегаса - Сообщения с тегом "писательская среда"

  • Архив

    «   Октябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31      

Три урока Паустовского

Всё покрывается любовью

Писателя Константина Паустовского, у которого намедни был славный юбилей — 125 лет со дня рождения, братья по цеху дружно хвалили, но втайне всё-таки недолюбливали.

14e5f20e4ae33c0f2ed2219de137fc95.JPG

Одни, как Нагибин, — за то, что не смогли до него дотянуться, другие, как Твардовский, считали, что он «прошёл мимо жизни», окопавшись на лоне природы в своей Тарусской дальней стороне, тогда как требовалось исследовать «богатый внутренний мир советского человека». Восхваление вождей, видимо, здесь не имелось в виду, хотя сам Александр Трифонович этим по своей неосторожности, в отличие от очень осмотрительного на сей счёт Константина Георгиевича, сильно страдал («Ленин и печник», «Страна Муравия»).

Любят ли Паустовского литераторы нашего смутного времени — этот вопрос, похоже, можно считать риторическим хотя бы потому, что творчество подавляющего их большинства, на мой субъективный взгляд, не отвечает трём основным требованиям признанного мастера русского слова.

Какие эти требования? Они очень просты:

1. «У подлинной прозы всегда есть свой ритм».

2. «У нас немало книг, написанных как будто слепыми. А предназначены они для зрячих, и в этом заключается вся нелепость появления таких книг».

3. «Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. Но иногда это просто неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. Тогда это дело, как говорится, поправимое».

(Константин Паустовский, «Золотая роза», 1955 год)

И напоследок — та самая «зрячая» фраза мастера:

«Солнце просвечивало через листья, как через нежные ладони, полные розовой крови» (Константин Паустовский, «Чёрное море»).


Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Минтай как предтеча литературы

Навеяно тоской по прошлому и чтением раннего Солженицына

Увидев намедни фотографию, на которой мой дружище из Астрахани запечатлён в захватывающий момент рыбалки, я осторожно поинтересовался, а клюёт ли сейчас вобла на волжских реках. Помнится, в начале восьмидесятых годов прошлого века эта популярная пивная рыбёшка была в страшном дефиците.

Отведал я её впервые, когда с оказией сам отправился в Астрахань...

Первое время по возвращении из столь рыбных окраин большой советской империи, где в гастрономах даже предлагалась на выбор плавучая живность, слюнки у меня ещё текли, но я как-то особенно не тужил на этот счёт. Минтаем консервным довольствовался вполне и на безрыбье находил его ужасающе вкусным…

И надо же было такому случиться! За двадцатым веком наступило новое столетие, а консервного минтая в томатном соусе, который продавался в обычных продовольственных магазинах по двадцать копеек и служил компанейским дополнением разных служебных посиделок, днём с огнём теперь не найдёшь. Мир перевернулся, если судить по минтаю…

К самой простенькой рыбёшке наподобие кильки, которую спрятали в консервную банку, предварительно пропустив через непростую, видать, процедуру термической обработки (но не во вред вкусовым качествам!), у меня и сейчас отношение елейное, как у Солженицына:

«В любой рыбе ел он всё: хоть жабры, хоть хвост, и глаза ел, когда они на месте попадались, а когда вываривались и плавали в миске отдельно — большие рыбьи глаза, — не ел» («Один день Ивана Денисовича»).

Да это не рыба, а предтеча большой литературы, однако!

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Наши пальчики устали...

Слово во Всемирный день писателя

Одна юная особа, практикующая время от времени в журналистике, как-то пожаловалась мне на сложившиеся обстоятельства: дома полетел компьютер, ремонт потребовал времени, и она просто не знает, что теперь делать…

Пиши от руки, заметил я. Лучше бы я этого не говорил! Ибо тут-то и выявилась для моей визави ужасающая вещь: оказаться наедине с бумажным листом и что-то на нём выводить — да об этом даже речи не может быть!

Самое интересное, когда я решил проверить заодно и себя, обнаружилась примерно аналогичная зависимость. Бумага и ручка почему-то не помогали, приходилось черкать и перечёркивать, а потом блуждать в этом графологическом лабиринте собственных мыслей, которые выглядели жалкими, откровенно беспомощными.

Я собрался всё списать на силу привычки, если бы не графологи. Они уверяют, что всё дело именно в почерке, в единении нашей руки с пером, пусть и шариковым. Нейрофизиологические исследования учёных свидетельствуют: стоит отказаться от обычного письма, «набивать» текст, а не писать его от руки, и наш мозг тут же перестраивается: по-своему, разумеется, соответствующим образом. И в этом случае он задействован только на самый минимум возможностей. Если учесть, что он и без того работает не в полном объёме (не разобрались пока люди в своём «персональном компьютере»), то ждать милостей от природы и вовсе не приходится. Имеем то, что имеем…

А кто-то ищёт причину того, куда девались гении нашей литературы, пеняет на среду (это она заела), существующую власть — к ней действительно очень много вопросов, да и разве секрет, что хвалят её в основном писатели-корыстолюбцы? Но всё гораздо проще. Виной всему — наш собственный мозг. Это он стал жертвой научно-технического прогресса.

Вот почему графологи (бросьте камень в их оппонентов!) категорически против внедрения «безбумажной» технологии уже для старших классов. В противном случае без упорной наработки каллиграфических и моторных навыков на письме у нас никогда не будет гениев.

Так что пишите ручкой, друзья-коллеги! Но помните при этом об одном земском докторе, сказавшем однажды золотые слова: «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?»

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК



Новости
16.10.2019

Лермонтовские дни проходят в Петербурге

В год 205-летия со дня рождения классика для питерцев подготовлены выставки, мастер-классы, экскурсии и многое другое.
16.10.2019

«Букера» получили две писательницы

Престижную Букеровскую премию за 2019 год вручили сразу двум авторам – Маргарет Этвуд и Бернардин Эваристо.
15.10.2019

Во Франкфурте пройдет книжная ярмарка

Одна из самых крупных и престижных мировых выставок-ярмарок скоро откроется в Германии.
15.10.2019

Лермонтовский трамвай

К 205-летию со дня рождения великого поэта по Пятигорску проедет поэтический трамвай со «свободным микрофоном».
15.10.2019

Он не Прилепин, он другой...

Главным лауреатом международной детской литпремии имени Владислава Крапивина стал некий Захар Табашников.

Все новости

Книга недели
«Лицей»-2019

«Лицей»-2019

В этот сборник вошли стихи и проза лауреатов 2019 года премии «Лицей» имени Алек­сандра Пушкина.
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.

Попов Валерий

Ты никого не обманешь

Я знал нескольких замечательных писателей и поэтов – и все они были удивительным...

Воеводина Татьяна

Чужие игры

Нас опять готовы не пустить на Олимпиаду и чемпионат мира по фут­болу – 2022 из-...

Крашенинникова Вероника

Русский трезуб. Он же вилы

Европейский парламент в новом составе приступил к действиям.