САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Встреча с Максимом Замшевым

19.10.2019
Встреча с Максимом Замшевым Главный редактор «Литературной газеты» выступит в Библиотеке искусств имени А.П.Боголюбова.

Варвары – не путешествуют

14.10.2019
Варвары – не путешествуют О вручении нобелевских премий по литературе за 2018 и 2019 гг. размышляет Александр БОБРОВ.

«Есенинка» подвела итоги

09.10.2019
«Есенинка» подвела итоги Состоялось награждение дипломантов и лауреатов литературной премии «О Русь, взмахни крылами...»

«Мы растворяемся в неведомом начале…»

20.10.2019
«Мы растворяемся в неведомом начале…» Валерий ТИХОНОВ в какой-то мере оправдывает свою фамилию; его вполне можно отнести к «тихим лирикам» в поэзии.

Восхождение: путевой дневник литератора

16.10.2019
Восхождение: путевой дневник литератора Алексей НЕБЫКОВ специально для «Литгазеты» вел дневник покорения Килиманджаро в честь 205-летия Михаила ЛЕРМОНТОВА.

«Плыву в мирах…»

12.10.2019
«Плыву в мирах…» Елена СЕМЕНОВА может удивить не только смелым имиджем, но и стихами.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Неудобный россиянин

20.10.2019
Неудобный россиянин К столетию народного поэта Башкирии Мустая Карима. Размышления Валентина ЛУКЬЯНИНА.

«Промежуток» во Франкфурте

18.10.2019
«Промежуток» во Франкфурте Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО анализирует новый роман Инги КУЗНЕЦОВОЙ, представленный на престижной книжной ярмарке в Германии.

Что мы знаем о Лермонтове-философе?

15.10.2019
Что мы знаем о Лермонтове-философе? Стоит взглянуть по-новому на это уникальное явление русской культуры, полагает Наталия ЛОГИНОВА.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Идеал офицера недостижим

21.10.2019
Идеал офицера недостижим Беседа с доктором исторических и педагогических наук, заслуженным работником культуры РФ, почетным сотрудником МВД России генерал-лейтенантом запаса Валерием НОВОЖИЛОВЫМ.

Природу не обманешь?

19.10.2019
Природу не обманешь? Николай ТРАВКИН о демографической проблеме в РФ, а также о том, какую роль в этом играют президент Путин и РПЦ.

Я – за смертную казнь

13.10.2019
Я – за смертную казнь Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН считает, что милосердие к извергам – это поощрение прошлых и будущих преступлений.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "ИСКУССТВО: ГОРЬКИЙ И ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. социалистический реализм"

  • Архив

    «   Октябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31      

5 ИСКУССТВО: ГОРЬКИЙ И ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. Часть 4. Первооткрыватели социального и социалистического реализма.

0DD2C208-6748-4A11-90D7-D2491FC22611.jpeg

ДВЕ ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ.

Французская буржуазная революция потрясла устои феодальной Европы, задыхающейся от вони королевского аристократизма, изменила сознание сперва банкиров и буржуазии, а затем после Парижской коммуны — сознание народных масс. Романтизм и реализм в литературе и искусстве потребовался новым хозяевам Европы, чтобы до конца решить все политические вопросы бытия и помириться с остатками недобитой феодальной верхушки. Не с пролетариями.

Для капитализма характерны общее снижение культуры буржуазии и общий спад искусства по сравнению с высокой культурой эпохи Возрождения. Особенно это ярко проявилось в ХХ веке. Сегодня мы наблюдаем общий спад, деградацию господствующего класса, проявляющихся не только в искусстве, но в политике прежде всего.

Октябрьская революция в России тоже изменила историю человечества навсегда. Она потрясла частнособственнические устои капиталистической Европы, задыхающейся от алчности и жадности буржуев и банкиров, от ига дворянского и церковного рабства, изменила сознание международного рабочего класса, а затем в 1930-е годы — сознание крестьянских масс.

Для социализма характерны общее повышение культуры трудящихся масс, прозябавших в безграмотности и изолированности от достижений мировой науки и культуры накануне Великого Октября, а также формирование и общий подъем нового искусства и новой художественной литературы. Особенно это ярко проявилось в СССР. Эти процессы вывали общую враждебность к мировой системе социализма.

Для завершения мировой социалистической революции потребуется не одно столетие. Это изменение и есть его «светлое будущее». Это «будущее» есть не что иное как возможности развития более совершенных, чем капитализм, общества и человека. В очищенном от грязи декаденщины и модернизма искусстве советская интеллигенция сумела развить соцреализм Делакруа.

В борьбе и страданиях рождался новый советский соцреализм. В классической русской литературе, очищенной от символизма с его индивидуализмом и мистицизмом, и от ахматовских воздыханий по утраченной галантности; обогащенной идеями революционеров-демократов от Белинского до Горького, насыщенной коммунистическими идеалами новой пролетарской эстетики, развитой Лениным и Сталиным, Горьким и Луначарским, родилась совершенно новая невиданная по идейному богатству и творческим методам СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА рабочего класса и трудового крестьянства. Ее идейная основа и метод отражения революционной и мятежной действительности — СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.

Вот почему обе эти революции весь рабочий люд и прогрессивная интеллигенция планеты считает великими. РЕАКЦИОННАЯ БУРЖУАЗИЯ признает великой только свою Французскую революцию, и считает ее сегодня временем рождения светлых идеалов свободы, равенства и братства. Что сталось с этими «идеалами» видят все народы мира, особенно страдающие от войн на Ближнем Востоке и по всему миру. Не замечают перемен только идеологи, оплачиваемыe Соросами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ признает сегодня великой только Октябрьскую революцию и классической всю МЯТЕЖНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, рождённую и рождаемую поныне в социалистических странах. Он продолжает гордиться ее достижениями. Примирить «белых» и «красных», буржуазию и трудовые массы никому никогда не удастся. Напрасные хлопоты, господа либералы, монархисты, черносотенцы, власовцы и националисты всех мастей!

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — ПРОДУКТ ИСТОРИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА— к такому выводу пришли многие советские теоретики.  Если ревизионисты и буржуазные теоретики пытаются представить социа­листический реализм случайным, аномальным или декретированным сверху явлением, то советские — новым направлением, рождённым в процессе тысячелетнего развития человеческой культуры.  

Социа­листический реализм является столь же ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРОДУКТОМ мирового литературно-художественного процесса, сколь необходимым и закономерным продуктом экономического и политического процесса является социализм.

Важно понять, что социалистический реализм является ЗАКОННЫМ ПРЕЕМНИКОМ и НАСЛЕДНИКОМ общемирового художественного процесса. Только так можно уяснить законы и особенности современной литературы и искусства, возникающие объективно под воздействием новой исторической, революционной действительности.

Советские мыслители были убеждены в том, что ИСТОРИЗМ в научной теории литературы является тем «узлом, в котором спле­таются все основные проблемы литературоведения, ибо он обеспечивает такой подход к категориям поэтики, понятиям теории литературы, при котором они рассматриваются в их реальном изменении и развитии, а каж­дое из качеств, свойств, законов литературы, осмысливаемых в этих поня­тиях и категориях, рассматривается в реальном историко-литературном процессе».

8D20BFD9-3320-4EFB-A090-2C803215A844.jpeg

ВКЛАД ДЕЛАКРУА И ГОРЬКОГО В РАЗВИТИИ РЕАЛИЗМА.

Как и Горький, Делакруа был одним из образованнейших людей своего времени. Он многое познал, занимаясь самообразованием всю жизнь. Он много читал, черпая из литературы и истории сюжеты для своих картин.

Он учил своих учеников обходиться без модели. Но «нужно свои знания повышать изучением анатомии, античности и мастеров, конечно, при условии последовательного и длительного изучения натуры».

К мысли, что «живопись есть еще нечто иное, кроме точности и четкости передачи модели», Делакруа возвращается не раз. Для него «нечто иное» — это индивидуальная интерпретация сюжета, эмоция художника, которую он должен донести до зрителя. Вопросы художественного воплощения волновали мастера всю жизнь, он посвящает им немало страниц в своем дневнике, письмах и отдельных статьях.

«Он мечтает о составлении словаря художественных терминов. Литературное наследие Делакруа, особенно его мысли о цвете и композиции, питало не одно поколение художников.» - писала советская востоковед Н. Яворская в очерке «Искусство Франции от Великой Французской буржуазной революции до Парижской коммуны (1789—1871)», опубликованном в пятом томе «Всеобщей истории искусства», наиболее достоверном научном описании истории искусства.

Делакруа никогда не писал о соцреализме и да и не мог этого сделать, потому что до 1848 г. не существовало ни пролетарской науки о возможности победы социализма в одной из стран Европы, не было и «Манифеста коммунистической партии». Однако вопрос о героизация народного выступления, и создание символа революционного выступления масс были поставлены на повестку дня социальными отношениями между классами буржуазии и пролетариата. И Делакруа первым откликнулся на тему народного восстания, первым героизировал подвиги революционеров.

Также и М. Горький писал о народном восстаниия (Пусть сильнее грянет буря!) ещё до революции 1905 г. в России. В 1906 г. он публикует роман «Мать». Главный герой пролетарий на суде говорит от имени всего пролетариата: «Мы - социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов, лжет, стараясь скрыть или оправдать эту вражду, и развращает всех ложью, лицемерием и злобой. Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию. Мы, рабочие, - люди, трудом которых создается все - от гигантских машин до детских игрушек, мы - люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю власть. Наши лозунги просты - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Вы видите - мы не бунтовщики!»

«Мы - революционеры и будем таковыми до поры, пока одни - только командуют, другие - только работают. Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим....»

Горький совершил ещё один рывок в развитии истории литературы и искусства после Делакруа и Курбе. В статье «О социалистическом реализме» Горький писал: «Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но — рисует словами, и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытает­ся изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собою, в БОРЬБЕ КЛАССОВ, ГРУПП, ЕДИНИЦ».

Как мы видим, предтечей соцреализма в искусстве был Эжен Делакруа, а в литературе — Максим Горький. Причём соцреализм родился не в голове какого-то одного умного человека. Родился не случайно. Он рождён самой жизнью — теми непримиримыми противоречиями, которые обострялись постоянно в 19-м столетии и продолжают обостряться и в наши дни.

Только антикоммунист, до мозга костей НЕНАВИДЯЩИЙ пролетариат, может искать в научной и ненаучной литературе ПЕРВОЕ упоминание о методе соцреализма и писать о том, что определение этого методу сформулировал или Сталин в 1932 г. или М. Горький в Уставе писателей, принятом на первом съезде советских писателей в 1934 г.

Итак, советское искусствоведение является ПРОЛЕТАРСКИМ как антипод БУРЖУАЗНОГО, потому что данный термин точнее отражает антагонизм, существующий между двумя классами и их научными аппаратами отражения и описания действительности. Советское искусствоведение является лишь одной из составляющих мировой ПРОЛЕТАРСКОЙ или марксистско-ленинской ЭСТЕТИКИ. Рядом с советским развиваются западно-европейские, китайское, вьетнамское, северокорейское и кубинское пролетарское искусство. Все вместе они составляют современное пролетарское искусство.

Есть ли какая-то связь между творчеством Делакруа и модернизмом? Никакой.

Модернистское псевдоискусство является естественным этапом в развитии буржуазной культуры. Как и под чьим контролем она развивается, — это тема для другого цикла статей.

E87244D5-383E-42CE-9EF3-E030E47E049E.jpeg  




Новости
21.10.2019

Лермонтов в МДК Арбат

В Московском Доме Книги состоится литературно-музыкальная программа «Белеет парус одинокий», посвященная 205-летию поэта.
21.10.2019

«Оно» самое

Знаменитый «Жуткий дом» Стивена Кинга переоборудуют под музей и место отдыха для писателей.
20.10.2019

Театры собираются в Воронеж

Международный детский театральный фестиваль «Маршак» пройдет в Воронеже с 26 октября по 3 ноября.
19.10.2019

К 130-летию Ахматовой

В Фонтанном Доме откроется интерактивная выставка «Ахматова. Ты один из моих двойников...»
19.10.2019

Клыков и соратники

Состоялся вечер, посвященный скульптору Вячеславу Клыкову и соратникам Международного Фонда славянской письменности и культуры.

Все новости

Книга недели
Рецепты здоровья от Алисы Даншох

Рецепты здоровья от Алисы Даншох

Тема здоровья волнует каждого.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.

Попов Валерий

Ты никого не обманешь

Я знал нескольких замечательных писателей и поэтов – и все они были удивительным...

Воеводина Татьяна

Чужие игры

Нас опять готовы не пустить на Олимпиаду и чемпионат мира по фут­болу – 2022 из-...