САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

«Визитная карточка» Сан-Франциско

07.12.2019
«Визитная карточка» Сан-Франциско О новаторском методе российско-американского художника Владимира ВИТКОВСКОГО рассказывает Ирина ТОСУНЯН.

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  

«Предрассудки – разум глупцов»

03.12.2019
«Предрассудки – разум глупцов» Вольтеру – 325.
О юбиляре подробно и увлекательно рассказывает Наталья ЛОГИНОВА.
  1. Какой Ваш любимый праздник?

«Неправильный» возраст

08.12.2019
«Неправильный» возраст Почему «предпенсионники» остаются самой уязвимой группой? Размышления Григория САРКИСОВА.

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "Россия"

  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

4. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 4. Е.П. Блаватская и издатель ее трудов в России М.Н. Катков.

Е.П. Блаватская прожила в Индии почти десять лет, но была вынуждена покинуть эту страну в 1885 году навсегда и вернуться в Европу. Заговор британских спецслужб и Ватикана заставил ее сделать это. Можно рассказывать бесконечно долго о заговоре и других событиях того скандального дела против Блаватской, а также о том, что такое теософия, как она со своими американским и индийскими товарищами создавала международное Теософское общество, работающее почти полтора столетия на благо человечества — вплоть до наших дней.

Несмотря на переезд в Европу, глубокие переживания, горячую борьбу с идейными противниками, последнее десятилетие её жизни и творчества был наиболее продуктивным. Она издает новый теософский журнал «Люцифер», создает эпохальное произведение «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА. СИНТЕЗ НАУКИ, РЕЛИГИЙ, ФИЛОСОФИИ» в двух томах, главный труд ее жизни. Публикует, кроме сотен статей, книги: «Ключ к теософии», «Голос Безмолвия», составляет «Теософский словарь».

В эти последние годы своей жизни Е. П. Блаватская пишет статьи о деятелях русской культуры, переписывается с некоторыми из них. Ее радует, что её книги, написанные по-русски, становятся популярными в России. До конца дней своей жизни она была тесно связана с русской культурой, русской наукой, с русской литературой и российским востоковедением....

Е. П. Блаватская сурово критиковала основы западного буржуазного общества и христианской цивилизации. Но и будущее России вызывало у нее тоже немало вопросов. Она опубликовала немало статей на политические темы на английском языке, опубликованные в американских, английских и индийских газетах. В них она разъясняла суть событий, происходивших в мире и в России в 1870-80-х годы.

ИЗДАТЕЛЬ ТРУДОВ  Е.П. БЛАВАТСКОЙ в РОССИИ М.Н. КАТКОВ

1E371423-73D4-488A-9599-15693DFF3FC1.jpeg  .

Деятельность М.Н. Каткова, известного русского публициста, политического деятеля и издателя, современниками воспринималась неоднозначно. Он ценил талант Е. П. Блаватской и печатал её произведения, написанные ею на русском, в России.

Одни считали Каткова создателем российской публицистики; борцом за русскую правду; носителем русской государственности; установителем русского просвещения; столпом русского и славянского самосознания; Златоустом-апостолом величия и славы России; Грозой Германии и Англии.

Другие называли его «будочником русской прессы», «громовержцем Страстного бульвара», «жрецом мракобесия» и пр. в том же духе.

Сементковский Р.И. (1846-1918), автор его первой биографии, писал: «Он с одинаковой внешней страстностью защищал либеральные и консервативные воззрения, отстаивал широкое участие общественных сил в государственной жизни и отвергал это участие, высказывался за сильную центральную власть и дискредитировал главные ее органы, издевался над сторонниками национального принципа и сам выступал его страстным поборником, превозносил суд присяжных и глумился над ним,... видел в Бисмарке нашего вернейшего друга и злейшего врага».

1

В советской историографии утвердилась концепция о превосходстве революционно-демократической идеологии, о ее широком распространении во второй половине ХIХ столетия в России. На самом деле все обстояло далеко не так. Большинство же дворян, как писал Тургенев в «Отцах и детях», стояло все-таки на стороне Кирсановых, на стороне монархии, а не на стороне нигилистов. Большинство современников осуждало нигилиста Базарова. Аристократическая верхушка российского общества считала антимонархические элементы террористами и осуждала революционные идеи, которые, как мы знаем, сегодня, буржуазная политология отказывается признавать безоговорочно прогрессивными и полезными не только для России.

Марксизм одно время был модным учением и в Европе, и в России. Через увлечение социалистической теорией Маркса прошли многие молодые русские писатели и философы, в том числе Николай Бердяев и Владимир Соловьев. Наиболее талантливая часть российской творческой интеллигенции не признало большевистского переворота и предпочло эмиграцию жизни при советской власти. Живи Катков и Блаватская в 1920 году, они бы, вероятнее всего, тоже покинули бы революционно-большевистский режим нигилистов и разрушителей монархии и осудили подмену русской культуры - культурой русскоязычной.

Блаватская была истинной «дочерью» своего времени. Подобно Блаватской Михаил Катков был страстным патриотом, глубоко религиозным человеком, защитником царского самодержавия, сторонником проведения глубоких политических и социальных реформ в России. Поэтому они легко и быстро нашли общий язык. Кроме того, подобно А.Н. Аксакову (1823-1903) и Блаватской, он интересовался масонской, оккультной и спиритуалистической литературой.

2

Расскажу подробнее об этом человеке. После окончания Московского университета Катков провел три года в заграничной поездке. В 1845 году он защитил магистерскую диссертацию и в течение нескольких лет преподавал логику и психологию в Московском университете. Когда высшее начальство решило преподавание философии передать профессорам теологии, ему предложили должность редактора университетской газеты «МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ». Под его началом газета удвоила количество подписчиков. В 1856 году он добился разрешения издавать журнал «Русский вестник» (дважды в месяц). На страницах этого журнала печатались произведения Толстого, Тургенева, Гончарова и других талантливых русских писателей, поэтов, критиков.

В 1863 году он выкупил газету «Московские ведомости» у Московского университета. Его газета живо откликалась на все крупные внутриполитические и международные события. В 1866 году он опубликовал интервью Александра II, посетившего Москву, и удостоился «Высочайшей аудиенции», как тогда говорили. С той поры цензура стала благосклоннее относится к изданиям Каткова. Газета стала не только популярным, но и влиятельным изданием в России. К мнению газеты прислушивалась российская бюрократическая верхушка и европейские политики.

3

Почему Катков решил публиковать статьи и очерки Блаватской? Во-первых, он был уверен в ее писательском и журналистском таланте. Двоюродный брат Блаватской граф С.Ю. Витте в своих мемуарах писал о ней: «Литературным талантом она обладала без сомнения. Московский издатель Катков, прославляя эту русскую журналистку, в самых лестных словах отзывался о ее литературном даровании». Да и как было не поверить, если столько ее родственников публиковались в различных российских журналах.

Во-вторых, сам Катков был склонен к мистическим переживаниям и с интересом относился к людям, которые обладали парапсихологическими способностями, кто изучал, исследовал паранормальные феномены в природе. Одна из первых его публикаций – статья о сочинениях графини Сарры Толстой, семнадцатилетней поэтессы, впадавшей иногда в экстаз и ясновидение и воспетой Жуковским, была написана с оттенком мистического настроения.

В-третьих, Катков и Блаватская, были далеки от славянофилов и оба считались «западниками». Поэтому, вероятно, они и нашли основу для сотрудничества. Они оба осуждали нигилизм как социально-политическое зло, возникшее в общественной жизни России. Был день, когда Тургенев отказался подать руку Каткову, после того, как тот напечатал одну из своих разгромных статей о его романе «Отцы и дети». Катков вел полемику и со славянофилами и с западниками.

Хотели или нет славянофилы сближения русской культуры с европейской, но, начиная с Петра Великого, в России стал складываться русско-европейский пласт культуры, к которому принадлежат все российские классики 19-го столетия. Именно благодаря тесной языковой и идейной близости к Европе талантливые русские писатели, композиторы, балетмейстеры, музыканты, художники достигли уровня мировых стандартов своего времени и возвысились над ним. Катков и Блаватская, как и Герцен и Плеханов, Соловьев и Бердяев принадлежали к этому пласту русско-европейской культуры.

Катков ценил мнение Блаватской по многим вопросам от международной политики до оккультизма и поэтому публиковал ее статьи и очерки на страницах своих изданий. Она тоже ценила мнение Каткова. Однажды  сгоряча в жарком споре, когда ее вновь в Индии обвинили в шпионаже в пользу России и даже, якобы, нашли тайный шифр в ее бумагах, переданный в газеты ее недругами, Блаватская высказала мысль о том, что российский колониализм не лучше, если не хуже английского. И хотя эта мысль прозвучала в частном письме, получатель опубликовал ее частное мнение в своем памфлете в теософском журнале. Из журнала оно перекочевало в английскую газету, из нее в российскую прессу. Подобная публикация не могла не вызвать недовольства российских читателей. Елене Петровне было стыдно перед Катковым за этот инцидент. Она писала своему английскому коллеге и теософу А.П. Синнету по этому поводу: «Если бы ваше (английское –  Ю.Г.) правительство в Индии повесило меня по ложным подозрениям, то я, по крайней мере, оставила бы в России добрую память о себе; а в теперешней ситуации я шпионка, свинья в глазах Англии и бессердечная, непатриотичная негодяйка в глазах всех русских, которых я почитаю и люблю, в том числе и мою собственную сестру – и Габорьо, включившего перевод того самого письма в свой «Оккультный мир» на французском языке! Теперь его прочтет каждый русский. А это ложь; моя мерзкая, отвратительная трусливая ложь, за которую я буду краснеть до конца своих дней. Ибо каким бы скверным ни было правительство в России, как бы нетерпимо и деспотично ни относилось оно к своим собственным подданным, но даже в наших колониях, вроде Кавказа, ни одна англичанка и ни один англичанин не получил бы таких оскорблений, как я в Индии, и, уж конечно же, не был бы принят за шпиона. Эти простофили и добродушные дураки русские никак не могут выказывать достаточное радушие, а их власти – достаточную учтивость по отношению к иностранцам, включая англичан, которые ненавидят их, как дьявол – святую воду. Итак, мне придется признать свою вину перед Катковым, который после этого имеет право отказаться от моих статей и оставить меня со скудными 200 рупиями из Адьяра, и, прежде всего перед Россией и моими родственниками».

Катков публиковал много материалов по международным вопросам, постепенно меняя свою оценку тех или иных событий. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона так характеризует эту черту характера публициста: «На протяжении 30-летней публицистической деятельности Катков из умеренного либерала превратился в крайнего консерватора». Катков проявил свойственную ему непоследовательность: защищая сильную центральную власть, он дискредитировал непосредственные органы этой власти» – писал в биографической повести Сементковский Р.И.

4

Узнав о смерти Каткова, Блаватская писала 5 августа 1887 года в письме к Фадеевой Н.А.: «Пропала Россия!.. Потеряла своего лучшего защитника и путеводителя, своего вождя на поле политики. Да, правда, «закрылось навеки бдительное око патриота», как дракон оберегавшего интересы нации, и теперь лишь поймут, чем Катков был для Царя и Отечества. Стало быть, опасным и попадал метко, когда все иностранные дипломаты и прессы дрожали при его имени, как дрожат теперь от радости, что избавились. Лафа, де, нам теперь будет дурачить Россию».

Если демократы осуждали российские порядки и самодержавие, Блаватская в отличие от них, больше думала о величии России и ее авторитете в мире. Она и предположить не могла о том, что через 100 лет после ее кончины на Руси найдутся два весьма недалеких (скажем помягче) политика из деградировавшей партийной «аристократии» КПСС, которые  развалят  эту великую державу, создаваемую в течение тысячелетия умом, мужеством, трудом русской нации — народа и аристократии,  а также трудом советских трудящихся.

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             

2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

В 1884 году Елена Петровна Блаватская (1831-1891), возвращалась из Индии в Европу. В Ницце она случайно встретила русских аристократов – Челищева, Демидова, Львовых, князя Долгорукова. Они признали в ней русскую. Когда познакомились и узнали в ней известного автора очерков об Индии, только что опубликованных в России, началось то, что бывает обычно у русских при встречах за границей.

Вот как она вспоминала об этом в одном из своих писем: «Они меня извели и, невзирая на флюсы, тащат на свои беседы и завтраки, в роскошные дворцы и т. д., мирясь с моими пеньюарами и халатами, вечерним (дезабилье – фр.), сигаретами и комплиментами и принимая все с Христовым терпением, что делает великую честь их патриотическим чувствам. По их словам, они гордятся мною; приглашают меня вернуться на родину (хотелось бы, чтобы они дождались этого счастья)…».

458042C5-9B55-41E9-9033-16AF5C5E82CF.jpeg

«Я – РУССКАЯ ДУШОЮ»

1

Все русские, кто оказывался за границей и хотел познакомиться с Е. П. Блаватской, приходили к ней в гости. Она принимала всех, вела с ними беседы, расспрашивала об обстановке в России, о литературных новинках. Все, кто встречался с Блаватской однажды или многократно, отмечали ее доброту и общительность. Она не переносила одиночества и в странствиях легко и быстро знакомилась, сходилась с людьми. В любой компании буквально через несколько минут бразды правления беседой переходили в ее руки. Она была готова поддержать разговор на любую тему и, обладая энциклопедическими знаниями, могла часами рассуждать о литературе, о музыке, о философии, об оккультизме, магии и науке. Могла немало удивительного  и чудесного рассказать об увиденном и встреченном в своих многолетних путешествиях. Она была блестящим рассказчиком.

Блаватская, как и абсолютное большинство РУССКИХ, была полностью лишена каких-либо расистских предрассудков. Она не делала различия между англичанами и индусами, по-настоящему дружила со своими индийскими соратниками по Теософскому обществу. Это нередко вызывало недоумение у чопорных англичан, которым считали тех дикарями. Чего не любят русские, так это кичливости западноевропейцев превосходством своей иудейско-христианской культурой над русской, индийской, китайской и т.д. Не любят русские, когда нерусские, русскоязычные люди выдают себя за русских. Не любят, когда русофобствующие авторы пишут и публикуют книги о русской душе и о российской истории. Их отталкивает бравада европейцев своей выдуманной богоизбранностью.

У Блаватской была и другая РУССКАЯ черта – желание иметь всюду друзей и знакомых. С 1875 года с нею рядом всегда находились американские, английские соратники по теософскому движению, однако далеко не каждый из них был таким высоко образованным человеком и говорил свободно на нескольких иностранных языках, как Блаватская. Она охотно делилась с ними своими горестями и печалями, мыслями и переживаниями. Стоит почитать письма Блаватской, ее родных, знакомых, коллег, чтобы убедиться, насколько откровенно они все обсуждали ее и свои личные проблемы. Такова уж черта русского человека – ввергать в свою жизнь других людей, выворачивать душу наизнанку перед ними и вовлекать их в решение своих проблем. Вся история переписки Блаватской с англичанином Синнеттом, опубликованная отдельным томом, – свидетельство наличия этой черты в ее характере.

У русских сильно развито ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА, отмечается тяга к разного рода наднациональным объединениям, к созданию интернациональных организаций, к проведению собраний. У Блаватской тоже была развито это чувство. Она была прирожденным лидером и организатором. Поэтому именно ей принадлежит инициатива создания Теософского общества, а с 1888 года – лидерство в международном теософском движении.

Для русского характерен ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ, объединение с другими людьми в поисках истины и путей  к ней. «В русской душе – писал русский философ Н.А. Бердяев, – всегда остается иррационализм, неорганизованный, не упорядоченный элемент». Возможно, это объясняет склонность Блаватской к мистическим переживаниям, к оккультным исканиям. Склонность к иррационализму была развита в ней в высшей степени, хотя у многих ее сотоварищей по Теософскому обществу можно найти эту черту.

У русских, отмечал Бердяев, есть еще одна отрицательная черта, которой, к счастью, была полностью лишена Блаватская, – они с превеликим трудом проникают в дебри западной культуры. У Блаватской ее не было. Она легко в эти дебри проникла и никогда не чувствовала себя нигде, ни в Европе, ни в Америке, ни в России, ни в Индии, чужеродным элементом.

2

Блаватская покинула Россию восемнадцатилетней девушкой в 1849 г., когда русское дворянство зачитывалась Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем. Она была современником Тургенева, Достоевского, Толстого, всей той плеяды русских национальных поэтов, писателей, композиторов, художников, творчество которых впитало соки из почвы, удобренной творчеством лучших имен «золотого века» русской культуры. Проживая в столицах и крупнейших городах Европы и Америки, она посещала концерты, оперы, балеты, местные картинные галереи, музеи. Она блестяще играла произведения Листа и Шопена на рояле, напевала арии из опер Бизе и Россини, Верди и Пуччини, читала Гюго на французском и Диккенса, любовалась картинами Делакруа и Энгра, прерафаэлитов и реалистов.

Когда она работала над «Тайной Доктриной», расшифровывала символы эзотерической культуры человечества, зародилась культура символизма, расцвет который произошел уже после нее. Какая-то тайная связь существует мешжду эзотерической и светской культурой. Эту тайную связь культур и пыталась разгадать ПРАМАТЕРЬЮ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОСОФИИ.

3

В 1875 г., когда имя Блаватской впервые прозвучало в американской печати, ей было 44 года. За плечами детство и юность в русской аристократической семье; свадьба и бегство от нелюбимого мужа; бесконечные путешествия по белу свету из Европы в Индию, на Ближний Восток, в Северную и Южную Америку. Из 60 лет жизни, отпущенных ей Богом, Блаватская провела около 25 лет в России (1831-1849, 1858-1864, в последний раз ненадолго она приезжала в Россию в 1873 г.). Остальные 35 она жила подолгу в Европе, в Индии, в США. Совершила три кругосветных путешествия, посетила множество стран, изучая тайные (оккультные) науки и шлифуя свои экстрасенсорные способности.

Блаватская оставила мало воспоминаний о своих приключениях. Сохранились ее письма, очерки об Индии, написанные по-русски. За семнадцать лет (с 1875 по 1891 г.) она опубликовала около тысячи статей в основном на английском языке, несколько фундаментальных трудов, в общей сложности составивших 25 томов, изданных Теософским обществом на английском языке. Кто из эзотериков и ученых может похвастаться таким богатым наследием? Причём оно востребовано сегодня даже больше, чем при её жизни!

4

Росла и воспитывалась Блаватская в русской образованной и культурной семье. Кровь двух аристократических родов текла в ее жилах – русских князей Долгоруковых и знатного рода принца Мекленбурга – Ган, предки которого при Петре I обосновались в России.

Большое влияние на старшую дочь Елену оказала ее мать – Елена Андреевна ГАН (1814-1842), даровитая РУССКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА. Мать рано вышла замуж. В браке счастья не нашла. Мечтала стать писательницей и стала ею. В 22 года она опубликовала первую повесть. Успех окрылил ее. Каждый год она публикует повесть или роман. Некоторые из них были переведены на немецкий и изданы в Германии.

47EDABBE-7495-4E80-9BBD-3ED3DF72B5EF.jpeg

Е.А. Ган была первой писательницей в русской литературе, так ярко и полно выразившаяся свой протест против униженного положения русской женщины в семье и обществе. Она не была феминисткой, не мечтала о выходе женщины из круга семьи на одинаковое с мужчиной поприще общественной жизни, не пыталась разрушать и перестраивать социальные преграды, но только требовала больше уважения и сочувствия женщине как жене и матери. В. БЕЛИНСКИЙ, восхищаясь ее талантом, назвал ее «русской Жорж Санд».

Читатели догадывались, что ее повести содержали много моментов ее личной драмы. «В этой женщине, – вспоминал И.С. ТУРГЕНЕВ, – было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, и не отказала ей природа в тех «простых и сладких» звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь». Дважды выходили в свет ее собрания сочинения – в 1843 и 1905 годах. Елена Андреевна умерла рано – в 28 лет. Свою одаренную натуру она передала своим дочерям – Елене и Вере. Обе тоже стали известными писательницами.

С молоком матери дочери впитали высокую духовность русской классической поэзии, литературы, культуры. Мать привила им любовь к чтению, к книге. Научила личным примером, как писательским ремеслом можно завоевать известность. Она сумела внушить им мысль о равноправии женщины и мужчины. От матери они унаследовали огромную любовь к русской литературе и мечту стать тоже писательницей.

5

Не меньшее влияние на Блаватскую оказала бабушка по матери – Елена Павловна Фадеева (1789-1860). Она была дочерью князя П.В. Долгорукова и красавицы-француженки из рода маркизов де Плесси. Елена Павловна говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала археологию и нумизматику. Занималась исследованием флоры Кавказа. Она составила гербарий и завещала его Санкт-Петербургскому университету. После ее смерти он был передан университету. Она проявляла живой интерес к истории, естественным наукам, археологии и нумизматике. Собрала прекрасную библиотеку по различным разделам знаний. Она создала в своем кавказском доме зоологический музей доисторических ископаемых, птиц и животных. В этом музее любили играть внучки.

Много лет бабушка переписывалась с известными российскими и зарубежными учеными. Она показала внучкам, чего может достичь русская аристократка, всю жизнь занимавшаяся самообразованием. От нее Блаватская переняла интерес к науке, к научным исследованиям, к изучению научной литературы.

Дед Блаватской – Андрей Михайлович ФАДЕЕВ состоял на государственной службе. Одно время был Саратовским губернатором. В 1846-1867 годах был управляющим государственным имуществом в Закавказском крае. Он написал книгу воспоминаний. Ее издали небольшим тиражом в Одессе. В ней есть страницы, на которых он описывал детские годы своей внучки Елены. Хорошая библиотека в доме Фадеевых позволила дочерям и внучкам перечитать многие классические произведения на русском и иностранных языках.

Родной дядя Блаватской – генерал ФАДЕЕВ Ростислав (1824-1883) ) – прославил себя как военный публицист. Участвовал в Кавказской войне. С 1859 года состоял при главнокомандующем на Кавказа князе А.И. Барятинском, и по его поручению написал обстоятельную монографию «Шестьдесят лет кавказской войны» (1860). Печатал «Письма с Кавказа» в «Московских Ведомостях», статьи о вооруженных силах России. В 1869 году он предложил свою программу решения восточного вопроса в статьях, помещенных в «Биржевых Ведомостях».

Писателем был и близкий родственник Блаватской МАРКОВ Евгений Львович (1835-1903), автор известной книги «Очерки Крыма»(1872, 1884, 1995). Он любил путешествовать и объехал Италию, Турцию, Грецию, Египет, Палестину и Кавказ. Опубликовал несколько книг путевых очерков. Другие его книги «Очерки Кавказа» (1887), «Путешествие на Восток. Царьград и Архипелаг. В стране фараонов» (1890), «Путешествие по Святой Земле» (1891) не были столь популярны как очерки о Крымском полуострове.

Писательницей стала и родная сестра Елены – ЖЕЛИХОВСКАЯ Вера Петровна (1835-1896). Она писала рассказы для детского чтения, повести, романы, пьесы. Опубликовала серию биографических очерков о своей сестре. В 1883 году первый очерк о Блаватской вышел в журнале «Ребус». В 1891 году, после смерти сестры, второй очерк был опубликован в «Русском обозрении». В 1893 году в ответ на клеветническую книгу Всеволода Соловьева «Современная жрица Исида» она опубликовала свою книгу «Блаватская Е.П. и современная жрица правды». В последние годы жизни она написала две автобиографические повести «Когда я была маленькой» и «Мое отрочество». В них она включила воспоминания о своей знаменитой сестре.

DE6072D8-7FEC-4EC8-8B40-6A813F5B5A5C.png

Так что писательство влекло Блаватскую с детства. Она гордилась своей матерью, родственниками-писателями. Ее очерки об Индии и рассказы выявили у нее недюжинное ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО, книги по теософии – огромные ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Экстрасенсорные способности открыли ей дверь в мир оккультных тайн.

CC1F0953-9494-4FEE-9059-BE07D210DF96.jpeg  

У Блаватской были свои герои, с которых она делала свою жизнь. Это были ее ближайшие родственники, писатели и публицисты, и те путешественники и ученые, с которыми бабушка переписывалась. Смелые и отважные люди, все они горячо любили свою Родину и служили человечеству. Все они отдали свои талант, силы, энергию делу развития науки, культуры, литературы и журналистике.

Генетическая связь со своими французскими, немецкими и русскими предками, свободное владение несколькими языками, чтение литературы на многих языках, путешествия, интенсивное общение с иностранцами способствовало формированию у Блаватской КОСМОПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Она легко адаптировалась к любым условиям жизни в любой стране мира. Она общалась с семьями своих далеких родственников и с аристократическими семьями, проживающими в различных странах. Все они могли оказать, и порою оказывали ей помощь в трудную минуту. Но чаще всего ей приходилось надеяться на собственные силы.

И в тоже время она оставалась до конца дней РУССКОЙ ПАТРИОТКОЙ и считала ПРАВОСЛАВИЕ самой милой ее сердцу религией.

Проживая за границей, Блаватская переписывалась со своими родственниками в России, получала от них российские журналы и книги, внимательно следила за литературной и культурной жизнью в России, как это делают все образованные русские люди.

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             




Новости
08.12.2019

Валерию Попову – 80!

8 декабря известный писатель отмечает юбилей.
07.12.2019

«Русская литература» в Париже

Писатели России и Франции приняли участие в открытии престижного салона.
07.12.2019

КГБ убил Альбера Камю?

В бестселлере итальянца Джованни Кателли выдвигается именно такая версия.
06.12.2019

«Чистая книга» обнародовала шорт-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с коротким списком претендентов.
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.