САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Новая книга Максима Замшева

21.01.2020
Новая книга Максима Замшева В издательстве «Азбука» в серии «Азбука-бестселлер. Русская проза» выходит новый роман главного редактора «Литературной газеты».

Нас поздравил Дмитрий Медведев!

15.01.2020
Нас поздравил Дмитрий Медведев! Дмитрий Анатольевич Медведев поздравил «Литературную газету» со 190-летним юбилеем.

Грибоедов на реке Зуше

12.01.2020
Грибоедов на реке Зуше К 225-летию со дня рождения великого русского поэта, драматурга и государственного деятеля.
Краеведческие изыскания Григория ЛАЗАРЕВА.

Из давности давней

18.01.2020
Из давности давней Стихи Василия СИТНИКОВА можно отнести к «тихой лирике», но главное их достоинство в том, что они настоящие.

Скрипка

11.01.2020
Скрипка Рассказ Алены ДАЛЬ – о детстве, но при этом он совсем не детский.

Развалка

05.01.2020
Развалка Проза Ефима ГАММЕРА давно уже не оставляет равнодушными редакторов литературных изданий.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Постапокалипсис, но не страшилка

20.01.2020
Постапокалипсис, но не страшилка О популярном аудиосериале Дмитрия ГЛУХОВСКОГО рассказывает Лада БАСНИНА.

«Подземный бастион»

14.01.2020
«Подземный бастион» Подведены итоги юбилейного Всероссийского поэтического интернет-конкурса «Пегасьи бои».
Отчет Вячеслава ДЕМЧЕНКО.

Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению»

10.01.2020
Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению» Владимир СПЕКТОР разбирает роман Виктора ШЕНДРИКА «Девяносто первый, или Путь в бронзу».
  1. Какой Ваш любимый праздник?

Мишустин похож на слона

19.01.2020
Мишустин похож на слона Так считает Эдуард ЛИМОНОВ, видевший нового премьера в профиль.

Что американцу хорошо, то русскому – смерть!

13.01.2020
Что американцу хорошо, то русскому – смерть! Поэт и профессор Литинститута Олеся НИКОЛАЕВА против депутатов Госдумы, лоббирующих закон «О профилактике семейного насилия».

Дорога в пропасть

09.01.2020
Дорога в пропасть В России за минувший год «грохнулось» почти 100 мостов, утверждает Андрей КАРАУЛОВ.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "Уссурийск"

  • Архив

    «   Январь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 12.

Глава двенадцатая.  СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ И... ПИРОЖКИ.

В 1950-е годы телевизоров у нас ещё не было. Мы ходили в кино. Не пропускали ни одного нового кинофильма, выходившего на экраны страны. Наши любимые кинотеатры "Заря" и "Комсомолец" располагались в самом центре города Уссурийска. Неподалёку универмаг и книжный магазин.

FA99F26E-A9B5-484C-A60A-DED15529F68D.jpeg

Возле театров перед каждым сеансом всегда стояли очереди за билетами. У кинотеатров парни и девушки назначали свидания. В темном зале во время сеанса кино можно было подержать девушку за ручку, а то и украдкой поцеловать любимую в щечку.

Большую роль в патриотическом воспитании моего поколения играли советские кинофильмы, выпущенные на экраны в 1930-50-х годах. Не мещанское кино 20-х, прославлявшее жуликов и нэпманов, их сладкую жизнь, а фильмы, прославлявшее героизм и мужество красноармейцев, освобождавших советскую родину от орд иностранных интервентов и их белогвардейских наемников.

Не помню, сколько раз я смотрел, сидя летом в воинской части на травке поздним вечером в Барабаше, кинофильмы 30-х годов: «Чапаев», «Джульбарс», «Депутат Балтики», «Возвращении Максима», «Выборгская сторона», «Мы из Кронштадта», «Год девятнадцатый», «Человеке с ружьем», «Великий гражданин». «Щорса», «Если завтра война».

Мы шумно выражали свой восторг, когда наш любимый Чапай побеждал белогвардейские орды под командованием кровавых царских генералов, когда молодые красные командиры били обученных генштабистов черносотенной закваски.  

А сколько прекрасных историко-патриотических лент нам показали на экране в детские годы: «Александр Невский», «Петр I», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Богдан Хмельницкий».

А сколько военно-патриотических фильмов было снято после войны: «Третий удар», «Сталинградская битва», «Встреча на Эльбе», «Константин Заслонов»,  «Русский вопрос», «Сын полка»", «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Небесный тихоход», «Третий удар». Тогда я не понимал, в каких сложных условиях приходилось бить не только отборные войска головорезов 14 «цивилизованных» государств, присланных банкирами грабить Россию и душить первое в мире и в истории государство рабочих и крестьян.

Не понимал я до службы в армии и всей сложности процесса подготовки офицерских кадров. Сталину удалось за полтора десятилетия обучить и вооружить вчерашних крестьян и рабочих, сформировать из них красную армию, самую победоносную, самую боеспособную под командованием молодых красных генералов. Эта молодая армия, сформированная из рабочих и крестьян, одержала победу над отборными армиями головорезов, грабителей, бандитов практически всей Европы.  

Мы смотрели фильмы о послевоенной жизни: «Кубанские казаки», «Кавалер Золотой Звезды, «Повесть о настоящем человеке», «Поезд идет на Восток», «Сказание о земле Сибирской», «За тех, кто в море», «Поезд идет на Восток», «Первоклассница».

От души мы хохотали на просмотрах советских комедий «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», "Девушка с характером".

А сколько прекрасных народных русских сказок пересмотрели мы в детстве: «Новый Гулливер», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Конек-Горбунок», «Садко». Мы выросли на этих киносказках!

Я специально перечисляю фильмы, на которых в детстве, отрочестве, юности воспитывались несколько довоенных поколений русской молодежи. Разумеется, в те годы мы не догадывались о том, что в советской литературе, киноискусстве, живописи шла острая и непримиримая война в культуре, литературе и идеологии между русской интеллигенцией и русскоязычными группировками. В постсталинскую эпоху эта война с каждым годом только усиливалась.

О борьбе этих двух – русской и русофобской – партий подробно написал киноисторик Ф. Раззаков в двух книгах "Гибель советского кино". Первая – "Интриги и споры (1918-1972)", вторая "Тайны закулисной войны (1973-1991)". О закулисной войне этих двух партий или корпораций в литературе и искусстве писали выдающиеся советские русские писатели Иван Шевцов (1920-2013) и Иван Дроздов (1922-2019).

Из иностранных фильмов мы смотрели немецкие трофейные фильмы о Тарзане, индийские, бразильские, французские и итальянские любовные кино с яркими песнями, красивыми парнями и киноактрисами. Американских боевиков тогда почти не крутили. Многие голливудские фильмы грешили и грешат антикоммунизмом и русофобией.

МУЗЫКА В МОЕЙ ЖИЗНИ

В Уссурийске я учился в музыкальной школе при Доме офицеров. Старшина-музыкант научил меня играть по нотам. Гонял гаммы и арпеджо, играл с переборами "Ноченьку" и "Коробочку", вальсы "Амурские волны" и "На сопках Манчжурии", вальсы Эмиля Вальдтейфеля. Из классики — «Музыкальный момент» Шуберта и «Турецкий марш» Моцарта.

80E6BFC8-4194-4427-8B74-525EE14BC82C.jpeg

На фото: Играем с младшим братом на баяне.

Баянистом я не стал. Не было у меня особого желания) на Поддерживал во мне музыкальный жар мой одноклассник на два года старше меня - Игорь Синицын.  Как мне хотелось бы встретиться с ним, моим учителем сегодня!?

Он научился играть на аккордеоне поневоле. Его отца перевели служить куда-то на север. В гарнизоне, в котором стояла воинская часть, была семилетка. Десятилетка находилась в райцентре в 30 километрах, и юноши должны были жить в интернате. Родители не хотели отправлять сына одного и чтобы занять сына чем-то полезным, купили ему аккордеон, и старшина, командир музыкального взвода, научил его играть на этом инструменте.

Когда Игорь пришёл в наш класс, он играл профессионально: по нотам и на слух. У него хранились десятки нотных тетрадей. В них он переписывал собственноручно пьесы, которые находил в различных источниках. В магазинах ноты произведений для аккордеона были редкостью в те годы.

Играл классику, вальсы Штрауса и Легара, танцевальные мелодии и популярную музыку. Мог за пару минут подобрать мелодию новой песни и аккомпанировать ее исполнение певицей. Без Игоря не обходился ни один наш концерт художественной самодеятельности, ни один школьный вечер.

Он был душой художественной самодеятельности в школе и моим наставником в музыке. Он мог играть для души часами и дома. Играя, он забывал обо всем на свете. Только пальчики бегали по клавиатуре и губешки вытягивались в трубочку. А глаза его смотрели в некуда и ничего не видели. Потом он вдруг словно просыпался.

— Ой, извини. Я опять увлёкся. С утра не играл....

После окончания школы мы с ним расстались. Как оказалось, навсегда. Его забрали в армию, я поступил в институт. И я охладел к баяну.

Одно дело — играть на музыкальном инструменте, другое — любить музыку как одно из искусств, требующего высокого мастерства для исполнителя и большого таланта для композитора. У меня не оказалось ни мастерства, ни желания стать исполнителем и учиться в музыкальном техникуме и затем в консерватории. И я перестал играть на баяне.

Но осталась на всю жизнь любовь к музыке — классической, оперной. Жизнь и учеба в Москве, посещение театров и консерваторий. Работа заграницей. И всюду по радио звучала музыка....

Собирал домашнюю коллекцию произведений любимых композиторов: Моцарт и Шуберт, Бетховен и Чайковский, Свиридов и Шостакович, Штраус и Верди. На пластинках, плёнках и СD-ках. А ныне благодать — вся классика в интернете! Слушай —  не хочу!...

ПИРОЖКИ С ЛИВЕРОМ.

Вспоминая 1950-годы, стоит сказать несколько слов об одном достопримечательном продукте города Уссурийска — он был знаменит вкуснейшими мире пятикопеечными ПИРОЖКАМИ С ЛИВЕРОМ. Их пекли в одном  из старых зданий возле кинотеатра "Комсомолец". Продавали пирожки на вкусно пахнущими лотках на колесах, немолодые тетки в белых халатах на улицах в центре. Зимой халаты они одевали поверх пальто.

DC33A422-CA1C-4503-8403-C8E12DD75A4C.jpeg

Пирожки летом и зимой всегда были горячими и душистыми. Таких вкусных пирогов я не едал ни в одном городе мира! Ни с каким Макдональдсом не сравнишь!

Съел три-четыре пирожка – и сыт: считай, что пообедал за 15-20 копеек.

Где бы мне не встречались люди, жившие или побывавшие в Уссурийске, они обязательно вспоминали пирожки:

– А какие там вкусные горячие пирожки продавали в центре города! Боже мой!!

– А знаменитое уссурийское пиво?! Самое вкусное на Дальнем Востоке! - добавляли мужчины.

Об этом знали все любители пива, хотя бы раз побывавшие в городе или на Дальнем Востоке. Если в рестораны поездов дальнего следования, идущие в европейские края нашей родины, загружали ящики с уссурийским пивом,  новость мгновенно растекалась по вагонам, и все мужики-любители этого напитка немедленно шагали в вагон-ресторан и кончали его за несколько часов.

Но, к сожалению, я тогда ещё пивом не увлекался....

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 11.


Глава одиннадцатая. ДЕМОНСТРАЦИИ, ПАРАДЫ... ПРАЗДНИКИ.

Праздник – это всегда ожидание чего-то радостного и неожиданного. Это как подарок на день рождения. Это — и военные парады с бодрой музыкой и боевой техникой и вооружением. Это — и многолюдные демонстрации со знамёнами и портретами вождей. Это — и бодрые марши, и советские революционные и патриотические песни. Это современная эстрадная песня за праздничным столом.

Также это в начале 1960-х годов — и новенький костюм для мальчика и нарядное платьице для девочки, начищенные ботинки или туфельки, свежая рубашка и яркие банты в косе.

Уклад и ритм жизни советской семьи изначально задавался революционным календарем. Так оно и должно было быть в государстве рабочих и крестьян, отобравших у помещиков, дворян и буржуазии власть, богатства и банки. До настоящего времени революционные праздники определяют ритм жизни трудящихся в социалистических государствах и жизнь тех советских людей, которые не признали государства, созданного предателями в результате антикоммунистического госпереворота на обломках социалистической родины.

В большинстве буржуазных государств, в императорской и современной России ритм семейной жизни определяется традиционными религиозными праздниками. С одной стороны, это правильно: любой праздник – это праздник души человеческой, даже если он революционный, а с другой, церковники, как правило, служат мамоне, правящей верхушке, банкам, олигархии и несут свою службу с немалой пользой для себя, для своей материальной выгоды.

Праздник – это приятные хлопоты и суета. Генеральная уборка классов в школе. Добрые улыбчивые учителя. Комсомольские собрания и школьные вечера. Школьный вальс с девушкой! Дома уставшая мама: уборка, стирка, холодец, "наполеон", салат "оливье".

Праздник – это приготовление праздничного обеда в складчину. Распределение блюд. Прием друзей родителей дома или поход родителей в гости к друзьям. Взрослые за свой стол нас, подростков, не усаживали. Выпивали, языки развязывались. Шутники начинали сыпать веселыми и сальными анекдотами. Не для детского уха все это!

Нас кормили вкуснейшими праздничными блюдами на кухне, и мы гуляли до позднего вечера. Раздолье, веселье, игры!

В десятом классе мы собирали какие-то небольшие деньги и устраивали вечеринки в складчину у кого-то в квартире, в котором обязательно старенькая бабуля следила за порядком. Выпивали, ужинали, как взрослые. Крутили пластинки. Танцевали вальсы, фокстроты и танго. Прижимались, а то и целовались в уголке.

Расходились после одиннадцати часов по домам. Провожали одноклассниц. Парни редко перепивали и, если это случалось, бабуля оставляла их ночевать. Напиться в компании – считалось большим позором. Такой грех долго помнили...

НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

В нашей офицерской семье ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ и Военно-морского флота праздник 23 февраля отмечался всегда. Отец прослужил в советской армии 21 год. Я служил 15 лет, затем перешел на преподавательскую и научную работу.

Накануне праздника, домах офицеров и клубах во всех военных гарнизонах проводились торжественные заседания, праздничные концерты художественно самодеятельности, в крупных – приглашались профессиональная эстрада. Пелись революционные и песни военной поры.

В день праздника для солдат крутили фильмы. В гости к ним приходили местные пионеры и комсомольцы с концертами. Командиры устраивали праздничные столы для солдат и сержантов из продуктов ферм, построечных по инициативе командиров при многих частях.

На офицерских собраниях выступали командиры и начальники политотделов (комиссары). Читались приказы о награждениях, присвоении очередных воинских званий, выдавались грамоты с благодарностями. Царило веселье, устраивались танцы под духовой оркестр. В день праздника офицеры собирались компаниями на квартирах, устраивали застолье в складчину, ели, пили, пели и плясали до утра.

А вводился этот праздник в далеком 1918 году в честь побед Красной армии над войсками кайзеровской Германии в 1918 году. Рабоче-крестьянская Красная армия начала создаваться с середины января. На фронте в новую армию записывали солдат-добровольцев. Из них формировали красноармейские роты, затем полки. А через месяц – первая победа под Псковом и Нарвой...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 марта тоже в нашей семье отмечался всегда не столько как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию, в формулировке ООН как Международный день борьбы за права женщин и международный мир, сколько как «День всех женщин».

Мы с отцом к этому празднику готовились заранее. Шли в магазин. Папа доставал из загашника накопленные скрытно от мамы денежки, и мы покупали ей в подарок духи – "Серебристый ландыш" или "Красную Москву". Мама дарила на 23 февраля папе одеколон "Шипр".

МЫ ХОДИЛИ НА ДЕМОНСТРАЦИИ С РАДОСТЬЮ

В СССР праздников было немало. Праздничные демонстрации трудящихся в Уссурийске проводились на просторной площади у штаба армии. Он был окружен всегда нелюдимым двором с зелеными лужайками, стройными елями, посаженными вдоль железного решетчатого забора.

9 мая ДЕНЬ ПОБЕДЫ – праздник победы Советской Армии и советского народа над нацистской Германией, еврофашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отмечался в нашей семье всегда. Его празднуем мы и сегодня. Это святой день для каждой русской семьи.

Как мы понимали смысл этого праздника? Он символизировал победу мирового социализма над мировым фашизмом. Прогрессивные деятели во многих буржуазных государствах осуждали фашизм, к которому скатывались правящие верхушки во многих странах, которые до сегодняшнего дня называют свои режимы "демократическими".



****

На демонстрации с детства мы ходили с энтузиазмом и радостью. Сперва с родителями, в старших классах самостоятельно. По площади маршировали на праздниках стройные ряды военных, шествовали веселые горожане с портретами членов политбюро, транспарантами, красными флагами в руках и широкими улыбками на лицах.

Под музыку революционных маршей мы колоннами проходили по площади мимо трибун, на которых стояли местные руководители, приглашенные передовики производства, ветераны войны. Смысл демонстрации – поддержка трудящимися внешней и внутренней политики партии и правительства рабочих и колхозников. Только при Горбачёве инициатива и поддержка трудящимися своих "слуг народа", оторвавшихся от народа, его интересов и нужд стала заметно падать.

Не менее торжественно отмечался ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ, День труда, День весны. Трудящиеся на демонстрациях выражали свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества.

2C5F2F68-3DEE-4CDE-A495-24F59AC7BF11.jpeg


Организованными колоннами трудящихся шествовали по центральным улицам городов и посёлков под марши и революционную музыку. Из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почётные граждане. 2-го мая во всей стране проходили «маёвки» - массовые празднования на природе.

Советские люди и в наши дни уверены в том, что те, кто не чтит свою историю, не имеют будущего. Что бы не писали об этом празднике буржуазные либеральные историки сегодня, для нас он был и остается важной исторической датой, которую человечество никогда не забудет. Мы были воспитаны на тех революционных традициях, в которые мое поколение русских интернационалистов непоколебимо верило и верит сегодня.

Нам дороги наши детские воспоминания – походы на демонстрации, красные флаги и разноцветные шары, которыми были украшены города. Мы привыкли петь «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Гимн демократической молодёжи мира», «Катюша», «Подмосковные вечера» и другие.

Мы верим в светлое будущее всего человечества, которое начнется с момента перехода капиталистической цивилизации в коммунистическую.

К сожалению, переход начнётся не так скоро. Может, лет через сто?!

****

Посмотрите главу о Сталине ещё раз. Сегодня я дополнил ее мыслями о роли Сталина в развитии русской коммунистической цивилизации.

Фото:

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 10.

Глава десятая. УССУРИЙСКИЕ СТИЛЯГИ

Дом офицеров на улице Ленина в Уссурийске стал центром вселенной для юношей и девушек моего поколения. В ту пору это было крупнейшее культурное учреждение в городе. В его концертном зале почти на тысячу мест театральная труппа ставила спектакли, приезжие артисты пели и плясали. Мы ходили на концерты, например, джаза Лунгстрема. В дни Советских праздников проводились городские торжественные мероприятия, на них съезжалось все военное и гражданское начальство. В кинозале на 240 мест крутили фильмы. В спортивном зале тренировались спортсмены. В бильярдном зале по вечерам собирались любители этой игры.

В танцевальном зале по выходным зимой устраивались платные танцы. Играл военный духовный оркестр. Это была наша территория: на ней мы развлекались, учились танцевать, влюблялись, обнимались во время танца и договаривались о том, как строить наши дальнейшие отношения. Многие браки начинались с танцев в этом зале или на летней площадке.

Между Домом офицеров и зданием нашей школой № 6, стоявшей на другой стороне квартала, располагался стадион и тенистый парк с аллеями, аттракционами и танцплощадкой. Над ними возвышалось "Чертово колесо". Из его кабинки на самом верху колёса можно было обозреть весь город, лежащий внизу в долине.  

Зимой стадион заливали под каток. В выходные дни мы катались на коньках под музыку военного духового оркестра. Катались до полного изнеможения.

Ранней весной, когда солнышко начинало пригревать дальневосточные сопки и долины, мы, старшеклассники, на уроках физкультуры прибегали на стадион сдавать нормы ГТО. А иногда приходили погреться на солнце, сидя небольшими компаниями на лавках безлюдных трибун.

Летом в выходные дни горожане с детьми, нарядно одетые, с друзьями приходили в парк отдыхать. Работали аттракционы. Отцы пили горьковатое пиво, мамы – сладкий морс по три копейки за стакан, дети слизывали вкусное мороженое из стаканчиков.

Вечерами на танцплощадке гремел военный оркестр. Молодёжь танцевала вальсы, танго, фокстроты и, не поверите, — буги-вуги. На танцы молодежь ходила, как на работу: не пропуская ни одной субботы, ни одного воскресенья.

На танцы приходила публика особая: молодые офицеры в наглаженной форме и начищенных сапогах, нарядные барышни в модных крепдешиновых платьях, веселые студенты и ищущие приключений командировочные. Танцы сопровождались прогулками под луной, поцелуями на скамеечках в темных аллеях и нередко заканчивались свадьбами.

СТИЛЯГИ

Помню, ранней весной 1956 г. на одном из школьных вечеров, проводимых как обычно в городском драмтеатре, один из наших одноклассников, природный артист, талантливо, ярко прочитал со сцены рассказ какого-то писателя о стилягах.

C4AD2D35-E6BF-488E-9223-9C19C5300062.jpeg

Это была первый звонок, прозвучавший довольно игриво о разложении столичной "золотой молодежи". Его рассказ запомнился надолго не только содержанием, но и костюмчиком аля-стиляга исполнителя. Нам понравился его голубой пиджачок, шнурок вместо галстука на рубашке в зеленую клеточку, узенькие брючки и туфли на толстой подошве.

Как одевались уссурийская молодежь в тот год? В школу юноши ходили в вельветовых или шерстяных бобочках, широких брюках и ботинках; девушки – в коричневой школьной форме и черных фартучках, в праздники – в белых.

Рабочая молодежь, многие школьники и пэтэушники носили кепочки с узеньким козырьком, бобочки, брюки "клеш" и офицерские хромовые сапоги в гармошку. У них был моден "приблатненный" вид – развязный, как у героя Шукшина в фильме "Калина красная". В Уссурийске они оккупировали танцплощадку на "Зеленке". Она располагалась в роще на берегу Суйфуна. Мы туда не ходили: там нередко выясняли отношения подвыпившие парни.

90D967DD-D10D-44CF-9990-DDB2857C449C.jpeg

С одноклассниками в 1955 году.

Со стиляжничества ярче стал разгораться костер социального расслоения в советском обществе. Постепенно распространялась мещанская психология индивидуализма и потребительства, вещизма и космополитизма. Наиболее подверженной этим бедам оказалась небольшая часть нашего поколения в столице и на периферии.

В послевоенные годы в Уссурийске некоторое время проживали известные маршалы. Для них и их семей руками японских военнопленных возвели добротные, просторные особняки. Эту своеобразную "Рублевку" построили в районе улицы Пушкинской.

В Уссурийске служило немало офицеров, вернувшихся в Союз из Германии и Китая. Генералы и полковники побойчее и попроворнее привозили красивую одежду, мебель. Их жены и дети одевались моднее, чем местные жители.

Офицеры выписывали, читали и обсуждали журналы, подписывались и собирали библиотеки произведений классиков. Они заканчивали военные академии. Им выделялись квартиры с мебелью. Им давали бесплатный проезд поездом на всю семью. Денежных тузов в провинции было немного. Однако стиляжничество в провинции стало просто модой, чем формой социально-политического  протеста.

Мой отец и другие офицеры в гарнизонах ходили в военной форме даже в выходные дни, потому что гражданской одежды у них не было. Да деньги на их приобретение не в каждой семье имелись. Помню, первые гражданские китайские костюмы и галстуки отцу и мне купили, когда я заканчивал среднюю школу, то есть через десять лет после окончания войны. Не сталинские «церберы» виноваты, как сегодня пытаются доказать «соровские овчарки», а война и гонка вооружений, развязанная финансовой олигархией — Мировой закулисной.

Тогда мы не понимали, что стиляжничество стало одним из послевоенным проявлением мелкобуржуазного индивидуализма в СССР. Так случилось, что на фоне населения, одетого после войны в гимнастерки без погон и кирзовые сапоги, фуфайки и галифе, вдруг стали появляться на столичных улицах красиво одетые молодые граждане – дети крупных чиновников, генеральские сынки и дочки, молодые люди из семей снабженцев и торгашей, наживших состояния на дефиците и голоде в годы войны. Разве это не появление нового мелкобуржуазного сословия в рабоче-крестьянской среде!?

Это был своеобразный протест неопытной, не испытавшей трудностей войны "золотой молодежи", юношей и девушек из семей советской партийной и государственной элиты, «однополчан» Галины Брежневой против советской власти. Ей хотелось свободы, славы, особого внимания к себе.

Гниение советской власти началось с привилегий, которыми обеспечивала себя чиновничество, начиная с 1917 г. После войны испорченная привилегиями родителей, "золотая молодежь" хотела застолбить привилегии и для себя.

Высокопоставленные родители предоставили в ее распоряжение лучшие вузы – МГУ, МГИМО и некоторые другие. В середине 1950-х поступить в них юноше или девушке из простой семьи рабочего или служащего уже было практически невозможно. Тех, кто осмеливался подавать документы, беспощадно резали на вступительных экзаменах. Таким образом родители обеспечивали своим отпрыскам быстрый карьерный рост после окончания вузов. Часть этой молодежи выезжала на работу заграницу.

Круг "золотой молодежи" постоянно расширялся при Хрущевы. В него вливались дети маршалов и генералов, областных партийных и исполкомовских начальников, – всех тех, кого в народе после Сталина стали называть иронично "слугами народа". В ее среде собралось немало русскоязычных "детей Арбата".

Стиляжничество стало одной из успешно проведенных антикоммунистических спецопераций западных спецслужб не только в СССР, но и в других странах Восточной Европы. Из них ковались кадры пятой колонны, диссидентские боевики.

Пришедший к власти Н. С. Хрущев начал раскручивать колесо раскола и в партии, и в госструктурах, и на международной арене. Вместо того, чтобы раскрыть народу правду о расправе Сталина с наиболее одиозными фигурами в среде русских и русскоязычных троцкистов, так называемых "пламенных революционеров", ЦК КПСС наложил запрет на эту тему, засекретил все архивные материалы, связанные с культом личности Сталина. Часть документов, в которых упоминались фамилии ныне правящих партийных «вождей» из архивов изымались и частично уничтожались. Одновременно Центральный Комитет продолжил свою беспощадную войну со славянофильством и русским "великодержавным шовинизмом". Она продолжается и в наши дни...

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 7.

6FA16D64-C03A-4726-B81C-452130FDFBA3.jpeg

В этом доме на Сахарушке мы прожили более семи лет (1953-1960).

Глава седьмая. УССУРИЙСК — ГОРОД ЮНОСТИ МОЕЙ.

Зимой 1953 года отца перевели служить в город Уссурийск Приморского края. После красавца Хабаровска на Амуре город Уссурийск показался нам тихим, уютным, но провинциальным городком. В нем не было ни широких величавых проспектов, ни шикарных по тем временам магазинов. Все просто и по-деревенски!

Уссурийск – город моей юности. Этот второй по величине город в Приморском крае расположен в котловине между сопками на Приханкайской равнине в 112 км от Владивостока. Основан славянами в 1866 году. Они назвали село Никольским в честь св. Николая Чудотворца. В 1898 г. село было преобразовано в город Никольск-Уссурийский. В 1935 году он был переименован в Ворошилов в честь советского военачальника К.Е. Ворошилова. В 1957 году ему вернули старое имя "Уссурийск", и я помню, что мы писали на конвертах с письмами его название "Ворошилов-Уссурийск".

Это был крупный железнодорожный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали. В нем работали локомотиворемонтный, авторемонтный, бронетанковый ремонтный, сахарный, молочный, ликероводочный заводы.

В 50-х годах в городе проживало около 100 тыс. жителей.

Добрая его половина мужчин носила военную форму. Это был второй город после Владивостока по численности населения, количеству промышленных предприятий и культурных учреждений.

В нем работали драматический театр, несколько кинотеатров, заводских клубов и библиотек, танцплощадок, цирк, Дом офицеров с большой библиотекой и стадионом. Издавалась газета "Коммунар". Вещало по несколько часов в день местное радио.

Уссурийск славился тенистой улицей Некрасова, широким и коротким проспектом с клумбами цветов, ведущим к Дому офицеров, помпезному зданию с белыми высокими колонами и широкими окнами, окруженному большим парком и самым большим в городе стадионом с трибунами. Широкую площадь перед ним украшали клумбы с цветами, солидный железный решетчатый забор – портреты членов политбюро.

«САХАРУШКА»

В Уссурийске отец служил на Ремонтном бронетанковом ремонтном заводе, расположенным в пригороде, прозванным горожанами «Сахарушкой». Этот завод был построен до войны.

Мы жили в этом пригороде. Его отделяла от города широкая долина с одиноким мостом через реку Суйфун. Она не застраивалась из-за частых наводнений, когда мирная и спокойная речушка в начале осени взрывалась бурными потоками наводнения и превращала полгорода в Венецию.

Сахарный завод снабжал сахаром весь Дальний Восток. Осенью его территорию заваливали горами сахарной свеклы, и он работал в три смены. Неподалеку от него стояли небольшие заводики: рыбзавод, мясокомбинат, кирпичный завод.

В пригороде обитал рабочий люд, выживший в войну, перебивающийся хлебом, корюшкой (мелкой рыбешкой), которую покупал по дешевке в ларьке при рыбзаводе, а также картошкой и капустой с собственного огорода.

У рабочих и офицеров ремонтного завода были свои огородики на горе за автотрассой на Владивосток. Летом мама брала меня нередко на прополку картошки и капусты. Собранной картошки хватало нам на всю зиму. Кроме того, по примеру соседей мама солила целую кадушку капусты. Зимой почти каждый день я выбегал к сараю, открывал висячий замок, откалывал, кусок соленой капусты и приносил его на обед. Льдинки хрустели на зубах. Вкусная была капуста!

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6

Местная средняя школа на Сахарушке не блистала ни медалистами, ни дисциплиной. Безотцовщина и нищета не способствуют интеллектуальному развитию детей ни при социализме, ни при капитализме. Выпускники редко поступали в техникумы, вузы, военные училища.

Нас, пятерых старшеклассников, детей офицеров-управленцев заводской автобус возил в школу № 6, одну из лучших в городе. Лучших школ в городе было две: наша и 11-я. Лучшими — потому, что в ней работали учителями не только местные жительницы, но и жены офицеров, успевшие закончить университеты и пединституты в европейской части СССР, в то время, когда мужья заканчивали военные училища. Они носили красивые заграничные наряды, отличались хорошими манерами, казались местным жителям аристократками.

За хорошую учебу в седьмом классе я получил подарок – трехтомник произведений одного из основоположников советской научно-фантастической литературы А.Р. Беляева (1884-1942). Несколько раз я прочитал каждый его роман. Александра Грина я тогда еще не читал и ничего не знал о нем. Позже я с таким же удовольствием читал романы русского советского писателя-фантаста, философа-космиста и мыслителя И.А. Ефремова (1908-1972). Диссидентские романы братьев Стругацких я не любил. Писали они неряшливо. Прочитав один из их романов в начале 60-х, я, будучи студентом, написал маленькую заметку "Будут ли так говорить люди будущего?" и отправил ее в журнал "Звезда". Ее напечатали (1961.- № 8, С. 221). Разве можно их романы сравнить с романами А. Грина, И. Ефремова и А. Беляева? Никогда!

В школах, в которых я учился, мне редко везло на преподавателей литературы. Уроки скучные – для оценки. Привык самостоятельно искать хорошие книги в библиотеках.

А вот экономическую географию зарубежных стран я полюбил. Помню учительницу, преподававшую ее в девятом классе. Она любила свой предмет. Полюбили его и мы. Она приносила на каждый урок вырезки из журналов и показывала нам, как выглядят города разных стран мира. Я сидел на ее уроках, затаив дыхание. Я мечтал о путешествиях по планете. Представлял себя, идущим по улицам европейских городов. Она всегда говорила о чужих народах с восхищением и любовью. После увлечения английским языком и изучения Конституции СССР экономическая география зарубежных стран и особенно страноведение стали еще одним моим страстным увлечением на всю жизнь.

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В седьмом классе мы изучали Советскую Конституцию. Один урок в неделю. Хороший учебник. Он мне очень нравился. Я много раз перечитывал его, пытаясь разобраться в тонкостях социалистической демократии. Не знаю, чем объяснить мой интерес к политической организации общества. Возможно, потому что 5 декабря отмечался празднично — как День принятия Сталинской Конституции 1936 года, как День Великой Русской Социалистической Революции, как Первомай. Возможно, потому что во мне еще не остыли корейские впечатления.

Тогда я думал, что во всех странах такие же хорошие конституции, как у нас. Однако жизнь показала, что это далеко не так. Ни одна капиталистическая страна мира не может иметь социалистической демократии, то есть демократии для трудящихся.

По той Конституции впервые в человеческой истории трудящиеся классы получили права, которых не существовало тогда ни в одной капиталистической стране. Многие из них вычеркнуты из жизни в современной буржуазной России. Вот какими были права советского человека; я их заучил наизусть на всю жизнь:

1. Право на ВОСЬМИЧАСОВОЙ рабочий день.

2. Право на ежегодный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск.

3. НЕВОЗМОЖНОСТЬ УВОЛЬНЕНИЯ работника по инициативе администрации или хозяина, без согласия профсоюзной или партийной организаций.

4. ПРАВО НА РАБОТУ и возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом, причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.

5. Право на БЕСПЛАТНОЕ общее и профессиональное ОБРАЗОВАНИЕ, как среднее, так и высшее.

6. Право на БЕСПЛАТНОЕ пользование детскими дошкольными учреждениями, детскими яслями, детсадами, пионерлагерями.

7. Право на БЕСПЛАТНОЕ медицинское обеспечение здравоохранение.

8. Право на БЕСПЛАТНОЕ санаторное и курортное лечение.

9. Право на БЕСПЛАТНОЕ жилье.

10. Право на СВОБОДНОЕ высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны.

11. Право на ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВА от произвола местных начальников и чиновников.

12. Право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд к месту работы или учебы по индивидуальному оплачиваемому государством проездному документу.

Найдите мне на карте мира капиталистическое государство, в конституции которого всем гражданам гарантированы точно такие же права!

Советская Конституция учила нас видеть мир не так, как видит и толкует его космополит, — с точки зрения личностной свободы, а с классовой позиции интернационалиста — свободы  трудящихся, не эксплуатируемых богатыми паразитическими сословиями. Мир людей может быть справедливым, только в одном случае: если он основан на общенародной собственности на природные ресурсы и средства производства. В государстве не должно быть ни богатых, ни бедных. Только тогда достижимо социальное равенство.

В советском обществе вопрос о социальном и национальном равенстве решался несколько раз, но так и не был решен за 70 лет окончательно. Их решение занимает гораздо больший период времени — не одно, а, вероятно, нескольких столетий.

****

Перечитывая учебник по Конституции СССР, я постоянно наталкивался на имя Сталина. И хотя о нем много рассказывали учителя истории и литературы, я взял том его биографии в библиотеке и прочитал его. Этот том в коричневом переплете стал первым в ряду политических работ, прочитанных мною еще в школьные годы. Изучение трудов Сталина помогает человеку выработать четкое классовое миропонимание.

Вот, например, как понимал равенство Сталин в 1934 г.: равенство – это не уравниловка, а процесс уничтожения классов; это освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации; это отмена частной собственности; это равная обязанность всех трудящихся трудиться за заработную плату во любой области народного хозяйства. Равенства не может быть только во вкусах и потребностях людей.

До настоящего времени троцкисты, так называемые социал-демократы и банкиры не могут простить Сталину этой САМОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ в МИРЕ. И никогда НЕ ПРОСТЯТ.

Идеальной демократии не бывает – учил Сталин. Она может быть либо свободой и демократией для богатых, для буржуазии, и тогда вся полнота власти находится в руках кучки банкиров и владельцев глобальных корпораций; либо — свободой и демократией для трудящихся народных масс и тогда вся власть сосредоточена в руках только трудящихся и Советов народных депутатов.

Демократия — это развивающийся процесс, а не лозунг и не постоянная величина. Даже демократия в СССР на разных этапах его истории была разной. Ее уровень стал понижаться уже при Хрущеве. Самый низкий уровень социалистической демократии отмечен при Горбачёве. Ее убийцей стал Ельцин.

Буржуазная демократия – это постоянная война банкиров и корпорократии с трудящимися массами...

Фото:



Новости
23.01.2020

Андрею Дементьеву поставят памятник

Его планируют установить в Твери – на улице, носящей имя поэта.
23.01.2020

Маяковский уйдет с молотка

Редкий сборник стихов Владимира Маяковского в оформлении Эль Лисицкого выставят на торги.
22.01.2020

Минский вандал задержан

В Белоруссии задержали радикала, осквернившего памятник Пушкину.
22.01.2020

Князь был поэтом

В Российской академии художеств пройдет вечер памяти Михаила Владимировича Голицына.
21.01.2020

Немец с русской душой

В Москве состоится презентация книги «Спешите делать добро. Доктор Федор Петрович Гааз».

Все новости

Книга недели
На все времена

На все времена

Это наиболее полная история детища Пушкина и Дельвига, подготовленная специалистами.
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Три вызова

2019 год избавил наше общество от многих иллюзий. Мы подошли к черте, за которой...

Сазанович Елена

Избранный

Есенин был создан исключительно для поэзии! Не для прозы жизни! Застёгнутой на в...

Воеводина Татьяна

Ёлки-палки

В Кемерове потратили на новогоднюю ёлку 18 млн бюджетных денег

Сазанович Елена

Великий магнат

21 декабря 1940 года умер Френсис Скотт Фицдже­ральд. Классик американской литер...

Купреянов Иван

Большой куш

Поэтических премий в России пруд пруди. Только вот есть небольшая проблема: кро­...